Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Первышиной Д.А., поданную в защиту фио, на постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес от 16.11.2021 и решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 21.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Моспромстройинжиниринг-2" фио фио,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес от 16.11.2021 N 77042126200070530002 генеральный директор ООО "Моспромстройинжиниринг-2" фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Хамовнического районного суда адрес от 21.04.2022 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Первышиной Д.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, защитник фио просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание фио не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, обеспечил явку защитника Первышиной Д.А, которая доводы жалобы поддержала, представила письменные дополнения к жалобе.
Представитель ИФНС России N 4 по адрес по доверенности фио в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника и представителя органа административной юрисдикции, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещённых валютным законодательством Российской Федерации или осуществлённых с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами адрес, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на адрес, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) регулируются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ).
В силу пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Операции по выдаче юридическим лицом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счёт в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.
В ст. 136 ТК РФ определено, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счёт в банке на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором.
В случае, если работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, то реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Как следует из материалов дела, генеральный директор ООО "Моспромстройинжиниринг-2" фио нарушил валютное законодательство Российской Федерации, выразившееся в выплате 27.12.2019 по адресу: адрес работнику ООО "Моспромстройинжиниринг-2" иностранному гражданину фио, являющемуся нерезидентом Российской Федерации, денежных средств из кассы Общества в качестве заработной платы в размере сумма, в связи с чем, привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ постановлением заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес от 16.11.2021.
Указанное постановление оставлено без изменения решением судьи Хамовнического районного суда адрес от 21.04.2022.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Вместе с тем, обжалуемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Поскольку данная норма улучшает положение физических и юридических лиц (их должностных лиц), в отношении которых при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй (частью статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, она имеет обратную силу, т.е. подлежит применению к случаям, когда такие контрольные (надзорные) мероприятия были осуществлены до начала действия указанной нормы закона.
Из материалов дела следует, что 26.10.2021 должностным лицом ИФНС России N 4 по Москве в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства в отношении ООО "Моспромстройинжиниринг-2" было выявлено 50 случаев выплаты Обществом 04.12.2019 и 27.12.2019 по платёжным ведомостям N 00000000155 от 28.11.2019 и N 00000000163 от 25.12.2019 своим работникам, являющимся иностранными гражданами (нерезидентами), наличных денежных средств в качестве заработной платы в общей сумме сумма и сумма, в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". По данной проверке был составлен единый акт N 770420210225004 от 26.10.2021.
По результатам данной проверки в отношении генерального директора ООО "Моспромстройинжиниринг-2" фио было вынесено более 25 постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответственно, в силу требований части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные дела подлежат объединению в одно производство.
Однако, постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по Москве, вынесенное в отношении фио по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам вышеуказанной проверки, оставлено без изменения решением судьи Хамовнического районного суда и вступило в законную силу.
Аналогичное решение в отношении фио по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено судьёй Московского городского суда 05.10.2022 по делу N 7-17236/22.
При таких обстоятельствах объединение настоящего дела с делами, по которым вынесены постановления, вступившие в законную силу, объективно невозможно.
Наличие обжалуемых в рамках рассмотрения настоящего дела постановления заместителя начальника ИФНС России N 4 по Москве и решения судьи Хамовнического районного суда Москвы с учётом имеющегося вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного по результатам проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления государственного контроля (надзора), противоречит требованиям части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие чего они не могут быть признаны законными.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по Москве от 16.11.2021 и решение судьи Хамовнического районного суда Москвы от 21.04.2022 не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 7 частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника ИФНС России N 4 по адрес от 16.11.2021 N 77042126200070530002 и решение судьи Хамовнического районного суда адрес от 21.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Моспромстройинжиниринг-2" фио фио отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.