Судья Московского городского суда Гришин Д.В., с участием прокурора Демидовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ефимовой А.А. в защиту ПАО "Мосэнерго" на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по г. Москве Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области Мачехиной Д.Э. от 18 декабря 2020 года N 07-35/1105 и решение судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 11 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Мосэнерго" (ИНН, ОГРН, юридический адрес: адрес),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по г. Москве МРУ Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области Мачехиной Д.Э. от 18 декабря 2020 года N 07-35/1105 ПАО "Мосэнерго" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 11 октября 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник Ефремова А.А. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных.
В судебное заседание законный представитель ПАО "Мосэнерго" не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён, направил защищать интересы Общества представителя по доверенности Абрамову Е.Ю, которая доводы жалобы поддержала, показала, что ДГУ Блок N 3 не используется, поскольку является резервным, в связи с чем, не оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Представила в материалы дела свидетельство об актуализации сведений об объекте - ТЭЦ-26 - филиал ПАО "Мосэнерго", оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 26 июля 2021 года.
Старший помощник Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Демидова А.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, пояснила, что ДГУ Блок N 3 регулярно запускается для проверки его работоспособности, что зафиксировано журналом графика обходов и выполнением регламента работ оперативным персоналом ПГУ, журналом осмотра и техническими актами о запуске резервного ДГУ Блок N 3 для его проверки работоспособности, в связи с чем материалом дела доказано, что ДГУ Блок N 3 является источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В 2017 году объект ТЭЦ-26 постановлен на государственный учёт в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоена 1 категория негативного воздействия на окружающую среду, однако с 2017 года, в разумные сроки, сведения не актуализированы.
Проверив материалы дела, заслушав защитника и прокурора, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.46 КоАП РФ административным правонарушением признаётся невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Как следует из материалов дела, в период с 16 июня 2020 года по 15 июля 2020 года по адресу: адрес, было выявлено, что ПАО "Мосэнерго" осуществляется эксплуатация теплоэлектроцентрали N 26 (далее - ТЭЦ-26) - филиала ПАО "Мосэнерго", расположенного по адресу: адрес, по выработке тепловой и электрической энергии для снабжения потребителей южной части города Москвы, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, однако ПАО "Мосэнерго" не выполнена обязанность по представлению в установленный законом срок сведений для актуализации учётных сведений.
Согласно свидетельству от 1 марта 2017 года N ВСРL3408 ТЭЦ-26 постановлено на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, которому присвоена 1 категория негативного воздействия на окружающую среду.
Материалами дела доказано, что на территории ТЭЦ-26 эксплуатируются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе дизель-генераторная установка ДГУ Блок N 3 (дизельный двигатель Cummins зав. N 25318821, год выпуска 2008; генератор Cummins зав. N L07КASК890, год выпуска 2008.)
Действия ПАО "Мосэнерго" квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ, так как объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ, составляют также действия (бездействие), выразившееся в невыполнении или несвоевременном выполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учётных сведений.
Пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ "установлено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
При актуализации учётных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдаётся свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9 этой статьи).
Согласно представленному защитником свидетельству об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N 5086891 от 26 июля 2021 года такая обязанность по предоставлению сведений для актуализации учётных сведений была выполнена Обществом уже после привлечения его к административной ответственности.
В связи с чем материалами дела доказано, что ПАО "Мосэнерго" в нарушение указанных норм в установленный законом срок не актуализированы сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду в связи с эксплуатацией ТЭЦ-26 - филиала ПАО "Мосэнерго", при изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Факт совершения указанного правонарушения и вина Общества подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 октября 2020 года; решением о проведении проверки N 31 от 16 июня 2020 года; актом проверки межрайонной природоохранной прокуратуры от 16 июня 32020 года; руководством по эксплуатации и обслуживания дизель-генераторной установки ДГУ Блок N 3; журналом технического обслуживания и ремонта дизель-генераторной установки ДГУ Блок N 3; графиком проведения опробования дизель-генераторной установки ДГУ Блок N 3 ТЭЦ-26 филиала ПАО "Мосэнерго" за 2019 и 2010 годы; техническим актом N 32 выполненных работ от 25 декабря 2019 года; справкой о расходовании дизельного топлива от 16 июня 2020 года N б/н; договором от 09 октября 2019 года N 2G-00/19-1724 на выполнение работ по ремонту и техническое обслуживание дизель-генераторных установок ПАО "Мосэнерго"; свидетельством о постановки объекта на государственный учёт от 1 марта 2017 года N BCPL3408; заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью; бланком инвентаризации источников выбросов в атмосферу; иными материалами.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно признало их допустимыми доказательствами и положило в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО "Мосэнерго" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
Довод жалобы о том, что материалами дела не доказан факт негативного воздействия на окружающую среду, так как дизель-генераторная установка ДГУ Блок N 3 на ТЭЦ-26 филиале ПАО "Мосэнерго" является резервным оборудованием и не входит в технологические процессы основных производств ТЭЦ-26, является несостоятельным, так как защитой не отрицается, что дизель-генераторная установка ДГУ Блок N 3 на ТЭЦ-26 филиале ПАО "Мосэнерго" периодически запускается для проверки её работоспособности, что подтверждено соответствующими журналами и актами. В этой связи, установлено, что на территории ТЭЦ-26 с периодичностью, эксплуатируется стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а именно, дизель-генераторная установка ДГУ Блок N 3 (дизельный двигатель Cummins зав. N 25318821, год выпуска 2008; генератор Cummins зав. N L07КASК890 год выпуска 2008).
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом N 7-ФЗ срок, в течение которого юридическое лицо обязано представить в территориальный орган Росприроднадзора сведения для актуализации информации о стационарном источнике, не определен; а также доводы жалобы о том, что данная обязанность носит уведомительный характер, - не влекут отмену оспариваемого постановления.
Как указано выше, защитником представлено свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N 5086891 от 26 июля 2021 года.
Основанием для представления таких сведений об объекте послужило то, что стационарный объект дизель-генераторная установка ДГУ Блок N 3 на территории ТЭЦ-26 филиала ПАО "Мосэнерго" периодически запускается для его проверки, что доказывает изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Согласно п. 6 ст. 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Пунктом 7 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
Так как стационарный объект дизель-генераторная установка ДГУ Блок N 3 на территории ТЭЦ-26 филиала ПАО "Мосэнерго" периодически запускается для его проверки, то у объекта изменяются характеристики технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
В этой связи, у ПАО "Мосэнерго" возникла обязанность подать такие сведения об объекте при изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений, согласно абзаца третьего пункта 6 ст. 69.2 и пункта 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Тот факт, что применительно к данным случаям актуализации данные государственного учёта будут носит уведомительный характер, не свидетельствует об отсутствии в действиях ПАО "Мосэнерго" нарушения ст. 8.46 КоАП РФ, так как Обществом эта обязанность не выполнена, а именно, не представлены сведения об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды
Подтверждением внесения изменений в учетные данные является свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемое юридическому лицу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ.
Такое свидетельство было выдано лишь 26 июля 2021 года, то есть после привлечения ПАО "Мосэнерго" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в постановлении указано два места административного правонарушения: адрес, и адрес, не влечёт отмену оспариваемого постановления, так как в постановлении указаны адрес объекта ТЭЦ-26 филиала ПАО "Мосэнерго": адрес, и юридический адрес ПАО "Мосэнерно" на основании выписки из ЕГРЮЛ: адрес, что не свидетельствует о неверном установлении места совершении административного правонарушения.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств в выгодном для лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении ПАО "Мосэнерго" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
Административное наказание должностным лицом административного органа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и является справедливым.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Порядок рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 29.5 - 29.11 КоАП РФ не нарушен.
При таких обстоятельствах, нарушений норм действующего законодательства, влекущих отмену и изменение обжалуемого постановления должностного лица, по настоящему делу не допущено, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ.
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по г. Москве Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области Мачехиной Д.Э. от 18 декабря 2020 г. N 07-35/1105 и решение судьи Никулинского районного суда Москвы от 11 октября 2021 года в отношении публичного акционерного общества "Мосэнерго" (ИНН, ОГРН, юридический адрес: адрес) оставить без изменения, жалобу защитника Ефимовой А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.