Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Яценко А.И. на постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 2 марта 2022 года, которым
генеральный директор акционерного общества " наименование организации" Яценко Алексей Иванович, паспортные данные, гражданин, зарегистрирован по адресу: адрес, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
1 декабря 2021 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ЮЗАО г. Москвы Волковой К.В. в отношении Яценко А.И, как должностного лица АО " наименование организации" (далее также - Общество), был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано для рассмотрения в Зюзинский районной суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление, об отмене которого просит Яценко А.И, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку в жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, корп. 5, работники Общества отсутствуют, техническое обслуживание, содержание и текущий ремонт данного дома осуществляет ООО "Южная эксплуатирующая компания" на основании договора возмездного оказания услуг.
В судебное заседание Яценко А.И. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять свои интересы защитника по доверенности Геворкяна Г.С, который доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а также федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (в редакции постановления Правительства РФ от 31.01.2020 N 66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с п.п. 4.1, 4.4 которых противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10 ноября 2021 года в период времени с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, корп. 5, в ходе проведения проверки в отношении АО " наименование организации" на основании решения от 19 октября 2021 года N 01-06-00085 должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮЗАО г. Москвы установлены нарушения Обществом требований ст. ст. 11, 24, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.2, 1.3, 8.3, 9.1, 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", п.п. 1.1, 4.1, 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а именно:
- в офисном помещении отсутствует оборудование для обеспечения ежедневного обеззараживания воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей с использованием ультрафиолетовых бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторов);
- не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных болезней), передающихся воздушно-капельным путём, что не исключает возможности распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, среди персонала и посетителей.
Факт совершения административного правонарушения и вина Яценко А.И, как должностного лица АО " наименование организации", подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от 1 декабря 2021 года; решением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 19 октября 2021 года N 01-06-00085 о проведении выездной плановой проверки АО " наименование организации"; вкладным листом к акту выездной проверки от 11 ноября 2021 года; протоколом осмотра от 11 ноября 2021 года; фотоматериалом; иными материалами дела, а также устными показаниями сотрудника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮЗАО г. Москвы Волковой К.В, допрошенной в качестве свидетеля в суде первой инстанции при рассмотрении дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и виновности АО " наименование организации" в его совершении, вопреки доводам жалобы, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Яценко А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку в жилом доме по адресу: г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, корп. 5, работники Общества отсутствуют, техническое обслуживание, содержание и текущий ремонт данного дома осуществляет ООО "Южная эксплуатирующая компания" на основании договора возмездного оказания услуг, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку опровергаются доказательствами, имеющимися в деле и указанными выше, в том числе устными показаниями свидетеля Волковой К.В, из которых следует, что во время проверки в офисном помещении присутствовал представитель АО " наименование организации" Шкабара А.М, который никаких возражений по поводу нахождения в осматриваемых помещениях сотрудников АО " наименование организации" не высказывал.
Из фототаблицы следует, что в указанных помещениях осуществляет свою деятельность именно АО " наименование организации", размещена табличка с указанием данных Общества, часов приёма менеджера и часов работы службы эксплуатации (л.д. 10).
Иные доводы в жалобе по существу направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств в выгодном для лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении генеральным директором АО " наименование организации" Яценко А.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, назначено Яценко А.И, как должностному лицу АО " наименование организации", в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, его общественной опасности, личности виновного, наличия в г. Москве действующего режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оно является справедливым и соразмерным содеянному.
С учётом изложенного, оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Яценко А.И. наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на Яценко А.И. административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, заявитель не лишён возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Яценко А.И, как должностного лица АО " наименование организации", к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 2 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора акционерного общества " наименование организации" Яценко Алексея Ивановича, паспортные данные, оставить без изменения, жалобу Яценко А.И. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.