Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Арутюнян С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Арутюнян С.В. на постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Арутюнян ...,
УСТАНОВИЛ:
16 декабря 2021 года старшим инспектором ГИАЗ ОМВД России по Тверскому району города Москвы в отношении Арутюнян С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд города Москвы по месту выявления административного правонарушения.
Постановлением судьи Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2021 года Арутюнян С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Арутюнян С.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ссылается на то, что 16 декабря 2021 года она имела умысел на проведение одиночного пикета, однако не успела его провести, так как без достаточных на то оснований была задержана сотрудниками полиции; дело неправомерно рассмотрено без допроса сотрудников полиции, допроса в качестве свидетеля фио и без проведения экспертизы фотоматериала; судья районного суда неправомерно отказал в удовлетворении заявленных ею ходатайств; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании Арутюнян С.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Арутюнян С.В, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
На основании ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также выстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (ч. 1 ст. 7).
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" орган исполнительной власти города Москвы рассматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в течение трёх рабочих дней со дня его получения.
На основании ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подаётся в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно материалам дела, 16 декабря 2021 года в период времени с 09 часов 00 минут по 09 часов 15 минут, находясь по адресу: адрес (около входа в здание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), Арутюнян С.В. в составе группы граждан в количестве 2 человек (совместно с фио) приняла участие в несогласованном с органом исполнительной власти города Москвы публичном мероприятии в форме пикетирования. Участники акции, находясь друг от друга на небольшом расстоянии, держали в руках средства наглядной агитации с надписями единого тематического содержания, выражающими негативное отношение к мероприятиям, организованным с целью предотвращения распространения в Российской Федерации коронавирусной инфекции (СOVID-19), то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Арутюнян С.В. подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 16 декабря 2021 года; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, от 16 декабря 2021 года; протоколом об административном задержании от 16 декабря 2021 года; рапортами сотрудников полиции фио и фио, а также их письменными объяснениями; фототаблицей мониторинга сети "Интернет", а также иными доказательствами.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Арутюнян С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьёй районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Арутюнян С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку 16 декабря 2021 года она имела намерение принять участие в одиночном пикете, не требующем согласования с органом исполнительной власти города Москвы, но не успела это сделать, является несостоятельным, так как он опровергается приведёнными выше доказательствами. Так, из последовательных, непротиворечивых рапортов и письменных объяснений сотрудников полиции фио и фио, фототаблицы, следует, что Арутюнян С.В. приняла участие в несогласованном пикетировании с количеством участников 2 человека (совместно с фио), держащих в руках средства наглядной агитации единого тематического содержания.
При этом сотрудники полиции фио и фио предупреждались об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, ранее с Арутюнян С.В. знакомы не были, какие-либо данные о наличии причин для оговора последней с их стороны отсутствуют, в связи с чем суд обоснованно признал сведения, сообщённые ими, достоверными.
Приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о том, что согласованные действия участников акции, которые собрались в одном месте и время, при себе имели заранее подготовленные средства наглядной агитации (плакаты с надписями одного тематического содержания, с выдвижением общих требований и призывов), были обусловлены общей целью, единым умыслом, направленным на выражение мнения по вопросу общественного характера путём участия в едином публичном мероприятии.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии в действиях Арутюнян С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, является правильным.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Арутюнян С.В, в связи с чем отсутствие среди них показаний сотрудников полиции фио и фио, рапорты и письменные объяснения которых имеются в материалах дела, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
Вопреки доводу жалобы, ходатайства Арутюнян С.В, заявленные при рассмотрении дела, рассмотрены судьёй районного суда в порядке ст. 24.4 КоАП РФ, по результатам их рассмотрения 23 декабря 2021 года вынесено мотивированное определение об отказе в их удовлетворении.
Нарушений Конституции РФ, а также норм КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Арутюнян С.В, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи районного суда, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Арутюнян С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Арутюнян С.В, также не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению Арутюнян С.В, судья районного суда в полной мере учёл все имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, характеризующие как само административное правонарушение, так и личность правонарушителя.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, назначено Арутюнян С.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Арутюнян С.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Арутюнян... оставить без изменения, жалобу Арутюнян С.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.