Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2006 г. N А21-781/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.05.06 по делу N А21-781/2006 (судья Сергеева И.С),
установил:
Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Нестерова Калининградской области (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области (далее - налоговая инспекция) от 08.02.06 N 16 в части начисления 748 253 рубля налога на прибыль, 167 504 рубля 45 копеек пени по налогу на прибыль, 149 650 рублей штрафа по налогу на прибыль, 1 209 046 рублей налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями и 241 809 рублей штрафа по налогу на добавленную стоимость.
Решением суда от 24.05.06 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований. Доводы налоговой инспекции сводятся только к эпизодам получения Предприятием субсидий малоимущим и льгот для отдельных потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение суда без изменения.
Налоговая инспекция и Предприятие о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
На основании пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Предприятием за период 2002-2004 годов, по налогу на добавленную стоимость - за период с 01.01.02 по 01.08.04, о чем составлен акт от 26.12.05 N 183. По результатам проверки вынесено решение от 08.02.06 N 16 о привлечении Предприятия к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов с соответствующими пенями.
В ходе проверки налоговая инспекция доначислила Предприятию 653 555 рублей налога на прибыль за 2003-2004 годы, указав на невключение в выручку поступивших из бюджета сумм субсидий малоимущим и льгот для отдельных потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что Предприятием указанные суммы были включены в выручку, что подтверждается имеющимися в материалах дела группировочными ведомостями, журналами-ордерами за 2003-2004 годы, главной книгой и налоговыми декларациями.
Из указанных документов следует, что полученные из бюджета суммы субсидий и льгот Предприятие отражало по бухгалтерскому счету 29 "Эксплуатационные доходы и расходы", суммы с которого включались Предприятием в выручку для целей налогообложения наравне с суммами со счета 90 "Реализация".
Из изложенного видно, что в данном случае неотражение сумм субсидий и льгот на счете 90 не привело к занижению выручки в целях налогообложения, в связи с чем у налоговой инспекции не было оснований для доначисления налога на прибыль.
Ни в акте проверки, ни в своем решении, ни в кассационной жалобе налоговая инспекция не называет ни одного конкретного доказательства в подтверждение своей позиции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции в этой части нет.
В ходе проверки установлено, что Предприятие при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в 2003-2005 годах не учитывало полученные из бюджета субсидии малоимущим на разницу в цене между государственной регулируемой и отпускной ценой.
Налоговая инспекция ссылается на подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из материалов дела следует, что в проверяемый период Предприятие оказывало услуги жилищно-коммунального хозяйства гражданам, имеющим право на субсидии по оплате этих услуг, и получало из бюджета денежные средства на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот.
Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего в спорный период, оплата коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (далее - Постановление N 887) ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.
В пункте 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, имеющими закрепленный за ними государственный жилищный фонд и оказывающими жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Статьей 38 Закона Калининградской области "Об областном бюджете на 2003 год" установлено, что Администрация области распределяет бюджетам муниципальных образований средства дотации, поступившие в областной бюджет из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение расходов по предоставлению населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг федерального бюджета, исходя из пропорционального возмещения фактических расходов, определяемых на основании ежеквартальных отчетов. Аналогичные положения содержатся в Законах Калининградской области "Об областном бюджете на 2004 год" и "Об областном бюджете на 2005 год".
Постановлением Администрации Калининградской области от 14.08.2000 N 381 утвержден Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, согласно пункту 1.8 которого субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем уменьшения на сумму субсидии фактически начисленной платы за жилье и коммунальные услуги.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Таким образом, денежные средства, полученные Предприятием из бюджета, фактически являются дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных Предприятием убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже установленных государственных цен (тарифов), то есть в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость в данном случае определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Следовательно, решение суда первой инстанции в этой части также соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.05.06 по делу N А21-781/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 г. N А21-781/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника