Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2006 г. N А13-3002/2006-20
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Афанасьева С.В. и Старченковой В.В.,
рассмотрев 25.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.05.2006 по делу N А13-3002/2006-20 (судья Романова А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Череповецкая ГРЭС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин), Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент), Управлению финансов Кадуйского муниципального района (далее - Управление) о взыскании 154.948 руб. 53 коп. невозмещенных расходов, понесенных в связи с предоставлением в период с июня по декабрь 2005 года льгот по оплате тепловой энергии на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) и с иском к тем же ответчикам о взыскании 977.809 руб. 70 коп. невозмещенных расходов, понесенных в связи с предоставлением в тот же период льгот по оплате тепловой энергии на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах).
Определением от 23.05.2006 указанные дела на основании части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединены в одно производство.
Решением от 23.05.2006, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, с Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 1.132.758 руб. 23 коп., в иске к Департаменту и Управлению отказано.
В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение в части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации и отказать в иске к Минфину. Минфин также просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
По мнению подателя жалобы, считающего надлежащим ответчиком по делу Вологодскую область в лице Департамента, Минфин свои обязательства по перечислению из федерального бюджета субвенций бюджету Вологодской области полностью выполнил.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Общество, являющееся правопреемником открытого акционерного общества "Вологдаэнерго", в заявленный период при взимании платы за тепловую энергию с отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кадуйского муниципального района Вологодской области, учитывало льготы в размере 50 %, установленные Законом о ветеранах и Законом об инвалидах, в связи с чем понесло дополнительные расходы в сумме 154.948 руб. 53 коп. и 977.809 руб. 70 коп. соответственно.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим истцом расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению названных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Закона об инвалидах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению названных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Суд первой инстанции установил, что выделенных из федерального бюджета в 2005 году субвенций на указанные цели оказалось недостаточно для возмещения расходов истца, имевшиеся на момент предъявления иска у Вологодской области остатки средств федерального бюджета 2001-2004 годов распределены между муниципальными образованиями Вологодской области постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 19.04.2006 N 200.
Доказательств нецелевого расходования Вологодской областью полученных из федерального бюджета субвенций Минфином не представлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит правомерным вывод суда о необходимости взыскания расходов истца за счет средств казны Российской Федерации.
Поскольку действие Закона о ветеранах и Закона об инвалидах, предоставляющих льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, не было приостановлено законом о федеральном бюджете на 2005 год, а требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков истца, отпускавшего отдельным категориям граждан тепловую энергию по льготным ценам и не получившего в связи с этим платы, подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Ввиду изложенного кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого решения, принятого в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3002/2006-20 от 23.05.2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Кириллова |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. N А13-3002/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника