Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2006 г. N А26-3679/2006-219
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И. , Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 18.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.05.2006 по делу N А26-3679/2006-219 (судья Кришталь Н.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - инспекция) 17.04.2006 обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального учреждения "Петровская сельская администрация" (далее - учреждение) 91,2 руб. штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением суда от 22.05.2006 производство по делу прекращено на основании пункта 1 статьи 103.1 НК РФ, пункта 7 статьи 114 НК РФ, пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить определение от 22.05.2006 и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда. Податель жалобы ссылается на то, что учреждение не имеет расчетных счетов, на которые может быть обращено взыскание в порядке статьи 46 НК РФ, и к нему невозможно применить взыскание в соответствии со статьями 47 и 103.1 НК РФ в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2005 N 197-фз "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Податель жалобы считает, что в данном случае взыскание налогов и пеней возможно только в судебном порядке.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, учреждение 28.10.2005 представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 1-й квартал 2005 года.
Инспекция провела камеральную проверку указанной декларации, о чем составлена докладная записка от 11.01.2006 N 12-23/48. При проверке налоговый орган установил, что декларация представлена с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 09.02.2006 N 12-02/104 о привлечении учреждения к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 91,2 руб. штрафа.
Учреждению направлено требование от 17.02.2006 N 101 об уплате штрафа в срок до 27.02.2006.
Поскольку штраф в добровольном порядке не уплачен, инспекция 17.04.2006 обратилась в арбитражный суд с заявлением о его взыскании. В заявлении инспекция указала, что учреждение не имеет расчетных счетов, на которые может быть обращено взыскание в порядке статьи 46 НК РФ, и к нему невозможно применить взыскание в соответствии со статьями 47 и 103.1 НК РФ в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2005 N 197-фз "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". В данном случае взыскание налогов и пеней возможно только в судебном порядке.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, сославшись на положения пункта 1 статьи 103.1, пункта 7 статьи 114 НК РФ и пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Кассационная инстанция считает определение суда ошибочным.
Согласно статье 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В подпункте 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
В абзаце втором пункта 5 статьи 46 НК РФ указано, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Следовательно, налоговым органам не предоставлено право на такое взыскание и данное право может быть реализовано только в судебном порядке.
Данный вывод также подтверждается следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 239 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что у суда первой инстанции не было оснований для прекращения производства по делу и заявление инспекции подлежит рассмотрению в арбитражном суде по существу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.05.2006 по делу N А26-3679/2006-219 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 г. N А26-3679/2006-219
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника