Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2006 г. N А66-17102/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Афанасьева С.В., Кирилловой И.И.,
рассмотрев 20.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2006 по делу N А66-17102/2005 (судья Силаев Р.В.),
установил:
Домоуправление N 1 Тверской квартирно-эксплуатационной части (далее - Домоуправление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов администрации Тверской области о взыскании 52 181 руб. 06 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением в период с 01.04.2003 по 31.12.2004 соответствующим категориям граждан, проживающим в обслуживаемом истцом жилом фонде, льгот в виде скидки в размере 50% с установленной платы за жилье в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери.
Определением от 27.01.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Тверской области и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Определением от 01.03.2006 Минфин РФ привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
Решением от 27.04.2006 иск удовлетворен частично: с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу Домоуправления взыскано 44 016 руб. 06 коп. убытков. При этом суд исходил из того, что заявленные требования включают в себя налог на добавленную стоимость, что является неправомерным в силу положений статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований за счет подателя кассационной жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, Минфин РФ полностью выполнил обязательства по финансирование затрат в связи с предоставлением в 2003-2004 годах льгот в соответствии с Законом.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в период с 01.04.2003 по 31.12.2004 на основании статьи 14 Закона при взимании платы за жилье с граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, учитывал скидку в размере 50%. При названных обстоятельствах истец недополучил доход от реализации услуг, который он и просил взыскать.
Статьей 14 Закона гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и членам их семей, проживающим с ними, предоставляется скидка в размере 50% с установленной квартирной платы и платы за жилищно-коммунальные услуги.
Статьей 5 Закона установлено, что финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией настоящего Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией указанного Закона, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 (далее - Порядок).
В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
Факт предоставления услуг льготным категориям граждан, размер взысканных в пользу Домоуправления за счет казны Российской Федерации денежных средств подтверждаются материалами дела и Минфином не оспариваются.
С учетом наличия доказательств предоставления льгот, суд правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленного истцом требования.
Ссылка ответчика на положения статьи 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего в спорный период, согласно которой возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе предусмотренных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов, судом кассационной инстанции не принимается в виду следующего.
В соответствии с Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" финансирование Закона осуществляется путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из Фонда компенсаций.
Предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Тема" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Срок действия указанных Правил в установленном порядке продлевался на 2003 и 2004 годы.
Согласно указанным Правилам предоставление субсидий осуществляется Минфином РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Указанные Правила предусматривают, что перечисление денежных средств на счета организаций, предоставивших услуги пострадавшим от радиации гражданам, осуществляется органами федерального казначейства после зачисления в установленном для исполнения федеральным бюджетом порядке на счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодательные акты не предусматривали в 2003 и 2004 годах обязанность субъекта Российской Федерации компенсировать расходы организаций на реализацию Закона за счет средств своего бюджета.
Учитывая изложенное, а также то, что ответчиком не предоставлено доказательств финансирования расходов в достаточном объеме по предоставленным льготам, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2006 по делу N А66-17102/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2006 г. N А66-17102/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника