Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2006 г. N А66-1675/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Старченковой В.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 19.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 28.04.2006 (судья Силаева Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.06.2006 (судьи Жукова В.В., Нофал Л.В., Рощупкин В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1675/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство Редькино" (далее - ОАО "ЖКХ Редькино") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) в лице Управления федерального казначейства по Тверской области, указав в качестве третьих лиц Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент соцзащиты), Департамент финансов Тверской области (далее - Департамент финансов) о взыскании за счет казны Российской Федерации расходов на сумму 2 201 991 руб. 37 коп., возникших в ходе предоставления с марта по декабрь 2005 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Определением от 27.02.2006 к участию в деле на стороне ответчика привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный отдел социальной защиты населения Конаковского района Тверской области.
В судебном заседании истец уточнил свои исковые требования и уменьшил их до 1 405 287 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2006 с казны Российской Федерации в пользу ОАО "ЖКХ Редькино" взыскано 1 405 287 руб. 43 коп., а также с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в доход федерального бюджета взыскано 18 526 руб. 44 коп. государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2006 решение Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2006 в части взыскания государственной пошлины в сумме 18 526 руб. 44 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ отменено. В остальной части решение Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2006 и постановление апелляционного суда от 29.06.2006 отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, исковые требования в отношении Минфина РФ удовлетворению не подлежат.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Законность обжалуемого акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 17 Закона ОАО "ЖКХ Редькино" в период с марта по декабрь 2005 года предоставляло льготы инвалидам в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг.
В результате предоставления указанных льгот у ОАО "ЖКХ Редькино" возникли некомпенсированные расходы в сумме 1 405 287 руб. 43 коп., с иском о взыскании которых оно и обратилось в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
В соответствии со статьей 17 Закона (в редакции, действовавшей до 31.12.2005) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Таким образом, вывод суда о том, что финансирование расходов, предусмотренных Законом, является расходным обязательством Российской Федерации, является правильным.
Согласно приложению 20 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" Тверской области из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан подлежало выделению 199 597 700 руб., фактически было получено 290 613 000 руб.
Согласно данным Департамента соцзащиты, суммарная задолженность перед хозяйствующими субъектами Тверской области по компенсации соответствующих льгот составляет 175 137 200 руб., по Конаковскому району, на территории которого находится ОАО "ЖКХ Редькино", - 13 276 420 руб.
Доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Тверской области денежных средств на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере, как и доказательств нецелевого использования Тверской областью бюджетных средств, Минфином РФ не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и поэтому подлежит финансированию, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, кассационная инстанция не принимает.
Данная льгота установлена федеральным законом, а именно статьей 17 Закона, и в соответствии с частью 3 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо, чтобы расходные обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления исполнялись за счет средств бюджетов других уровней.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 29.06.2006 по делу N А66-1675/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. N А66-1675/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника