Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2006 г. N А56-26453/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Полтри Трейд" Кивилевой С.Н. (доверенность от 10.01.06 N 10,01), от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Лисняк И.Г. (доверенность от 06.04.06 N 15/03162),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2006 по делу N А56-26453/2005 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Полтри Трейд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция): решения от 15.05.2005 N 20/430 и требования об уплате налога от 10.06.2005 N 78407.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Судом признаны недействительными: решение налоговой инспекции от 15.05.2005 N 20/430 полностью, требование об уплате налога от 10.06.2005 N 78407 в части предложения уплатить 22 904 561 руб. и 17 774 563 руб. налога на добавленную стоимость. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить решение суда без изменения.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом 21.02.2005 декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за январь 2005 года, согласно которой налогоплательщиком заявлено: 20 389 909 руб. НДС с реализации товаров (работ, услуг); 43 294 470 руб. - общая сумма НДС, принимаемая к вычету (в том числе 204 629 руб. НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и 43 089 841 руб. НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации); 22 904 561 руб. - сумма НДС, начисленная к возмещению.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 15.05.2005 N 20/430 об отказе в возмещении 22 904 561 руб. НДС и о доначислении 20 389 909 руб. НДС по декларации за январь 2005 года.
Отказ в возмещении мотивирован тем, что по ряду грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) установлена неуплата таможенных платежей в размере 5 385 351 руб. 44 коп.; в представленных Обществом платежных поручениях отсутствует расшифровка уплаты таможенных платежей по ГТД, а также не указаны номера ГТД и не проставлены печати таможенных органов; из представленного счета-фактуры от 31.10.2004 N 638 от ОАО "СПб Хладокомбинат N 7" следует, что указанная организация оказывала Обществу услуги по аренде холодильных камер в период с 01.10.2004 по 31.10.04, счета-фактуры по оказанию услуг ОАО "СПб Хладокомбинат N 7" в январе 2005 года отсутствуют; из счета-фактуры от 20.10.2004 N 97 от ООО "Транс-Сервис" видно, что данная организация оказывала Обществу услуги по координации погрузочно-разгрузочных работ в порту на теплоходе "Реф Лира" в октябре 2004 года, а согласно ГТД груз прибыл теплоходами "Василий Полищук", "Реф Стар" и "Инвисибл" и разгружались названные суда в декабре 2004 года; также установлено, что названные суда в период с 30.12.2004 по 15.02.2005 не заходили и не выходили из порта Санкт-Петербург"; в нарушение пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) счета-фактуры, выставленные Обществом в адрес покупателя - общества с ограниченной ответственностью "Невский Лидер", не подписаны главным бухгалтером; Обществом не представлены акты на выполнение ветеринарных услуг, ветеринарные и фитосанитарные свидетельства, сертификаты на мясопродукцию; в нарушение статьи 118 НК РФ Обществом не представлены в налоговую инспекцию сведения о расчетном счете в ОАО "ПСБ "ОПЕРУ-4". Кроме того, налоговая инспекция указывает на недобросовестность Общества как налогоплательщика, что следует из того, что среднесписочная численность организации составляет 1 человек, уставный капитал - 10 000 руб., Общество предъявляет к возмещению из бюджета значительные суммы НДС.
На основании указанного решения налоговая инспекция направила в адрес Общества требование об уплате налога от 10.06.2005 N 78407, в котором предложила уплатить недоимку по НДС в срок до 20.06.2005.
Общество, считая решение и требование налогового органа незаконными, обжаловало их в арбитражный суд.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном этой статьей.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Исходя из смысла названных норм Кодекса право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактом уплаты им суммы НДС таможенным органам при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и фактом принятия этого товара на учет. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит перечня необходимых документов для подтверждения ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 172 НК РФ права налогоплательщик должен представить доказательства понесенных им затрат по уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и принятия указанных товаров к учету.
Довод кассационной жалобы налоговой инспекции о неподтверждении Обществом права на возмещение НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, поскольку в представленных поручениях отсутствовала расшифровка уплаты таможенных платежей, и к проверке не был представлен отчет таможенных органов о расходовании авансовых платежей, не принимается кассационной инстанцией.
Судом установлено, что суммы налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей были произведены. Факта повторных предъявлений платежных поручений налоговой инспекцией не установлено.
Суд первой инстанции, оценив представленные заявителем документы, установил правомерность включения Обществом в декларации за январь 2005 года в состав налоговых вычетов 43 089 841 руб. НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Факты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и оприходования импортированных товаров налоговым органом не оспариваются.
Таким образом, Обществом соблюдены условия, предусмотренные статьями 171 - 172 НК РФ для реализации права на налоговые вычеты в проверяемом периоде.
Неправомерной является ссылка налоговой инспекции на нарушение статьи 169 НК РФ при составлении Обществом счетов-фактур на реализованный товар, поскольку статья 169 НК РФ устанавливает требования к счету-фактуре, на основании которой суммы налога на добавленную стоимость предъявляются к вычету.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что судом не дано никакой оценки тому факту, что согласно счету-фактуре от 20.10.2004 N 97 ООО "Транс-Сервис" оказывало Обществу услуги по координации погрузочно-разгрузочных работ в порту на теплоходе "Реф Лира", а из представленных ГТД следует, что груз прибыл теплоходами "Василий Полищук", "Реф Стар" и "Инвисибл".
Кассационная инстанция считает, что данный довод обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку в самом решении налогового органа указано, что счет-фактура от 20.10.2004 N 97 выставлен в адрес Общества ООО "Транс-Сервис" на оплату услуг по координации погрузочно-разгрузочных работ в порту на теплоходе "Реф Лира", осуществленных в октябре 2004 года, а теплоходы "Василий Полищук", "Реф Стар", "Инвисибл" разгружались в декабре 2004 года.
Судом также установлено, что отражение Обществом в книге покупок за январь 2005 года названного счета-фактуры обусловлено его оплатой в этом периоде.
Вывод налоговой инспекции о недобросовестности Общества построен на предположениях, которые не подтверждены соответствующими доказательствами. Между тем действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2006 по делу N А56-26453/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 г. N А56-26453/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника