Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2006 г. N А05-4234/2006-20
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев 13.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2006 по делу N А05-4234/2006-20 (судья Калашникова В.А.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ситак Владимира Владимировича 140 руб. 60 коп. налоговой санкции.
Решением суда от 22.05.2006 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 22.05.2006 и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за шесть месяцев 2005, была представлена в налоговый орган 29.08.2006 (при сроке представления 25.07.2006), то есть с пропуском срока.
Представители предпринимателя и инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель 18.07.2005 направил по почте в налоговый орган декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за шесть месяцев 2005. Инспекция установила, что декларация представлена по форме, не соответствующей действующему законодательству, и предложила представить отчетность по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2005 N ЗОн, о чем составлено уведомление от 10.08.2005 N 12-12/1079.
Предприниматель 29.08.2005 представил декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за шесть месяцев 2005, по новой форме.
Инспекция провела камеральную проверку данной декларации, по результатам которой проверки инспекция вынесла решение от 27.10.2005 N 19-08/893 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде взыскания 140 руб. 60 коп. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за шесть месяцев 2005, по установленному законодательством сроку - 25.07.2005.
Инспекция направила налогоплательщику требование от 02.11.2005 N 151035 в срок до 18.11.2005. Предприниматель не исполнил требование, поэтому инспекция 21.03.2006 обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд отказал в удовлетворении требований налогового органа, указав, что в декларации по старой форме отражены все предусмотренные пунктом 1 статьи 80 НК РФ данные, связанные с исчислением и уплатой налога, подлежащие заполнению в декларации по новой форме. Суд отмечает, что из диспозиции пункта 1 статьи 119 НК РФ следует, что она предусматривает ответственность только за нарушение срока представления декларации, а иные нарушения, связанные с порядком подачи декларации, в том числе несоблюдение налогоплательщиком формы представляемой налоговой декларации, не образуют состава правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-ФЗ) введена в действие статья 103.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 2 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Согласно пункту 3 названной статьи в случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Как указано в пункте 7 статьи 103.1 НК РФ, решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Из содержания названной нормы следует, что с 01.01.2006 действует новый порядок взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей в сумме, не превышающей пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах: они взыскиваются по решению налоговых органов без обращения в суд.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что определением от 23.03.2006 суд первой инстанции принял к производству заявление инспекции о взыскании с налогоплательщика 140 руб. 60 коп. налоговых санкций, которое поступило в суд 21.03.2006, и рассмотрел дело по существу, о чем вынес решение от 22.05.2006.
Согласно пункту 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - информационное письмо N 105) при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Заявление налогового органа о взыскании налоговой санкции поступило в арбитражный суд 21.03.2006 (л.д. 2).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 22.05.2006 следует отменить, а производство по делу - прекратить.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.02.2006 по делу N А05-4234/2006-20 отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2006 г. N А05-4234/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника