Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 сентября 2006 г. N А56-17765/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Морозовой Н.А., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 21.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2005 по делу N А56-17765/2005 (судья Спецакова Т.Е.),
установил:
Закрытое акционерное общество "СовПлим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 18.01.2005 N 34 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 18.10.2005 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в нарушение статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Общество не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов при реализации товара на экспорт в сентябре 2004 года, поскольку не представлены документы, подтверждающие приобретение материальных ресурсов, использованных при отгрузке товара на экспорт.
Суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу в связи с реорганизацией налоговых органов.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.2006 производство по делу приостановлено до разрешения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А56-41203/2004 в порядке надзора.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.08.2006 производство по делу возобновлено.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, однако в судебное заседание представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года, согласно которой к вычету заявлены 369 846 руб. налога.
В ходе камеральной проверки указанной декларации, а также документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, установлено, что в подтверждение уплаты НДС при приобретении комплектующих изделий налогоплательщик представил книги покупок за сентябрь 2004 года, в которых отражены счета-фактуры, выставленные в сентябре 2004 года, тогда как реализация товара на экспорт осуществлялась налогоплательщиком в мае-июне 2004 года. В связи с этим Инспекция посчитала, что Общество не подтвердило использование приобретенных комплектующих изделий (оплаченных в сентябре 2004 года) при производстве товара, который фактически отправлен на экспорт в мае-июне 2004 года.
По результатам камеральной проверки Инспекцией принято решение от 18.01.2005 N 34 об отказе Обществу в возмещении 369 846 руб. НДС за сентябрь 2004 года.
Общество не согласилось с указанным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходил из того, что налогоплательщиком разработана методика распределения сумм НДС, учитывающая специфику его деятельности - производство серийной продукции. Суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), оприходованным и оплаченным в отчетном периоде, распределяются Обществом пропорционально объему реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке и на экспорт. Поскольку в силу пунктов 1 и 12 статьи 167 НК РФ учетная политика для целей налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно и в данном случае заявитель собрал полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ, налоговый орган необоснованно отказал в возмещении сумм НДС.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрена возможность возмещения налогоплательщикам сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров, в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В силу пункта 6 статьи 164 НК РФ по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и облагаемых НДС по налоговой ставке 0 процентов, представляется отдельная налоговая декларация.
Пункт 1 статьи 153 НК РФ требует от налогоплательщиков, применяющих различные налоговые ставки при реализации товаров, определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
Исходя из пункта 6 статьи 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемых на основании пункта 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), названным в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в пункте 3 статьи 172 НК РФ.
По пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), приведенных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, названных в статье 165 НК РФ.
Таким образом, пункт 3 статьи 172 НК РФ содержит не специальные правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.
При установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам НДС включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемым в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщикам следует руководствоваться общими положениями статей 171 и 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении последним товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после их принятия на учет.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров, подлежат вычетам в отношении товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения.
Следовательно, налогоплательщик не только обязан отдельно определить и в налоговой декларации отразить налоговую базу и сумму налога по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0 процентов, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.
Применяемая Обществом учетная политика не соответствует положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку позволяет ему предъявлять к вычету по операциям реализации товаров на экспорт суммы НДС по материальным ресурсам, которые оплачены Обществом поставщикам и приняты им к учету уже после вывоза товаров в режиме экспорта. Между тем эти материальные ресурсы не могут считаться приобретенными для осуществления операций, уже завершенных на момент приобретения таких ресурсов.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 12797/05.
Поскольку сумма вычетов определена Обществом с нарушением требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, решение Инспекции об отказе в возмещении этой суммы следует признать правомерным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции, принятое с нарушением норм материального права, следует отменить и в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2005 по делу N А56-17765/2005 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "СовПлим" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга 18.01.2005 N 34 об отказе в возмещении 369 846 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "СовПлим" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2006 г. N А56-17765/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника