Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2006 г. N А56-36908/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Трофимовой А.В. (доверенность от 15.09.2006 N 03-40/24), от закрытого акционерного общества "Ханса Строй" Баскина Д.А. (доверенность от 17.10.2005),
рассмотрев 25.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2006 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-36908/2005,
установил:
Закрытое акционерное общество "Сканска Строй" (после переименования - закрытое акционерное общество "Ханса Строй"; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) - решения от 18.07.2005 N 11/10209 и требования от 25.07.2005 N 2717 и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством внесения соответствующих изменений в карточки лицевых счетов Общества.
Решением суда от 28.12.2005 требования Общества удовлетворены в части признания недействительными решения и требования. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2006 решение суда изменено. Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Инспекции от 18.07.2005 N 11/10209 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 2450 руб. штрафа. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части признания недействительными оспариваемых решения и требования Инспекции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, установил следующее.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2005 года по вопросу правомерности предъявления вычета по НДС, Инспекцией было вынесено решение от 18.07.2005 N 11/10209, согласно которому Обществу уменьшен предъявленный к вычету НДС на 448 232 руб., применен штраф по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 2 800 руб.
Требованием от 25.07.2005 N 2717 Инспекция предложила Обществу уплатить 448 232 руб. НДС в срок до 04.08.2005.
В качестве основания для доначисления НДС Инспекция сослалась на неправомерное предъявление Обществом к вычету 448 232 руб. НДС по счетам-фактурам, оформленным с нарушением требований статьи 169 НК РФ (не содержат данных о платежных документах).
Вместе с возражениями на уведомление Инспекции от 27.06.2005 N 110-12/2 налогоплательщик представил в налоговый орган исправленные счета-фактуры. Налоговый орган посчитал, что поскольку изначально, в проверяемом периоде, вычеты по НДС в сумме 448 232 руб. применены по дефектным счетам-фактурам, а исправления внесены позже, налогоплательщик вправе учесть данные суммы налога в составе налоговых вычетов в том налоговом периоде, в котором в счета-фактуры внесены исправления.
В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ указано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 НК РФ) и принятие к учету товаров (работ, услуг).
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ приведен исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в счетах-фактурах, выставленных налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), в том числе номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (подпункт 4 названной нормы).
Инспекция заявляет о том, что в ряде счетов-фактур в нарушение требований подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ не содержатся сведения о платежных документах. Это обстоятельство, по мнению налогового органа, является основанием для признания неправомерным включения налогоплательщиком в состав налоговых вычетов 448 232 руб. НДС. Отсутствие указанных сведений в спорных счетах-фактурах налогоплательщиком также не оспаривается.
Однако в период проведения камеральной проверки Общество представило правильно оформленные счета-фактуры в Инспекцию до вынесения ею решения от 18.07.2005 N 11/10209. Данный факт отражен в оспариваемом решении ответчика.
Положения пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключают права налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при выставлении счетов-фактур. Законодательство о налогах и сборах также не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов исправленных (переоформленных, правильно оформленных) счетов-фактур.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что предъявление к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам может быть осуществлено только в том налоговом периоде, в котором внесены соответствующие исправления.
По смыслу статей 171 и 172 НК РФ основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным товарам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата. Следовательно, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются указанные условия.
В пункте 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, указано, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и принятия на учет приобретаемых товаров.
Таким образом, момент применения налоговых вычетов связан только с моментом оплаты товара и принятия его на учет, а не с моментом внесения исправлений в счет-фактуру. Факты оплаты и принятия на учет товара, приобретенного по спорным счетам-фактурам именно в соответствующем налоговом периоде, налоговым органом не оспариваются.
Данная позиция суда также согласуется со статьей 6 раздела II Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.1998 N 60н, в силу которой факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Постановление апелляционной инстанции законно и обоснованно, и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2006 по делу N А56-36908/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. N А56-36908/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника