Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 сентября 2006 г. N А05-3072/2006-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Самсоновой Л.А. и Троицкой Н.В.
при участии представителя фирмы "Ляй АГ Бауменеджмент" Мелеховой Н.В.(доверенность от 24.01.2006),
рассмотрев 18.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 26.04.2006 (судья Меньшикова И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3072/2006-9,
установил:
Иностранная организация фирма "Ляй АГ Бауменеджмент" (Швейцарская Конфедерация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 29.11.2005 N 10-14/8925 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 26.04.2006 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.06.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Податель жалобы считает, что представленные организацией в ходе камеральной проверки счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету, поскольку в них отсутствуют обязательные реквизиты, установленные пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, представительство фирмы "Ляй АГ Бауменеджмент" зарегистрировано в качестве юридического лица государственным учреждением Московская регистрационная палата 10.12.1997, о чем Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 39 по городу Москве выдано свидетельство серии 77 N 007369342. Фирма "Ляй АГ Бауменеджмент" поставлена на учет в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 38 по городу Москве 08.07.1996 в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации; ей присвоен ИНН 9909011870.
Сообщением от 05.03.2005 фирма "Ляй АГ Бауменеджмент" известило инспекцию об открытии нового отделения иностранной организации (Стройплощадки N 21 по адресу: Архангельская область, город Новодвинск, улица Мельникова, дом 1) и обратилась с заявлением о постановке на учет иностранной организации в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации через отделение - Стройплощадку N 21.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации, представленной представительством фирмы "Ляй АГ Бауменеджмент" по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 года в части деятельности Стройплощадки N 21. В ходе проверки инспекция пришла к выводу, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету, поскольку в них отсутствуют обязательные реквизиты (наименование, адрес и идентификационный номер покупателя), установленные пунктами 5-6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Как было впоследствии установлено судебными инстанциями, в счетах-фактурах указаны реквизиты фирмы "Ляй АГ Бауменеджмент" (город Москва). Инспекция считает, что поскольку Стройплощадка N 21 является самостоятельной организацией, должна самостоятельно представлять налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и уплачивать налог в бюджет, то Стройплощадка N 21 в счетах-фактурах должна указывать свои реквизиты.
По результатам проверки налогоплательщику направлен акт от 03.11.2005, принято решение от 29.11.2005 N 10-14/8925 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 214 793 руб. 64 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 решения) и доначислении 1 073 968 руб. 21 коп. налога на добавленную стоимость за июль 2005 года, а также 46 073 руб. 24 коп. пеней (пункт 2 решения). Фирма "Ляй АГ Бауменеджмент", считая, что пункты 1 и 2 решения инспекции от 29.11.2005 N 10-14/8925 нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции в указанной части недействительным.
Инспекция в решении от 29.11.2005 N 10-14/8925 указала, что Стройплощадка N 21 занизила налоговую базу по налогу на добавленную стоимость вследствие неправомерного включения в налоговые вычеты сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) по счетам-фактурам: от 29.07.2005 N 342.2, от 29.07.205 N 265.2, от 29.07.2005 N 000009, от 29.07.2005 N 000008 и от 30.06.2005 N 0000035, поскольку в указанных счетах-фактурах отсутствуют наименование, адрес и идентификационные номера покупателя - Стройплощадка N 21, Архангельская область, город Новодвинск, улица Мельникова, дом 1. В вышеперечисленных счетах-фактурах указан адрес представительства фирмы в городе Москве и его же ИНН.
Суд кассационной инстанции считает, что инспекция неправомерно приравнивает обязанность представительства инофирмы встать на налоговый учет по месту нахождения Стройплощадки N 21 с целью уплаты налога на добавленную стоимость к наличию у Стройплощадки N 21 прав юридического лица, включая оформление счетов-фактур, необходимо также отметить, что налогоплательщиком является именно представительство инофирмы, а не Стройплощадка N 21. Поскольку договоры заключало представительство, то и в счетах-фактурах поставщики правомерно указали то лицо, с которым они состояли в договорных отношениях. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что руководители Стройплощадки N 21 наделены правом подписывать счета-фактуры от имени руководителя и главного бухгалтера Представительства фирмы "Ляй АГ Бауменеджмент".
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемый ненормативный акт инспекции в оспариваемой части незаконным, указали, что налоговый орган необоснованно причислил Стройплощадку N 21 к самостоятельным налогоплательщикам.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии пунктами 1 и 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством по законодательству Российской Федерации является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. При этом представительства не являются юридическими лицами; они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Учитывая приведенные положения закона, следует признать обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговый орган в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, что Стройплощадка N 21 обладает полномочиями по представлению интересов фирмы "Ляй АГ Бауменеджмент" и их защите.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации только полное отсутствие в счете-фактуре адреса налогоплательщика, а также указание недостоверного адреса лишают покупателя права на применение налогового вычета. В данном случае в счетах-фактурах был указан московский адрес Представительства.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3072/2006-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2006 г. N А05-3072/2006-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника