Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 сентября 2006 г. N А26-285/2006-217
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Клириковой Т.В. Корпусовой О.А.
рассмотрев 27.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Спасогубский лесхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2006 (судья Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2006 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.) по делу N А26-285/2006-217,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Спасогубский лесхоз" (далее - учреждение, лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 18.11.2005 N 10-42/151.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2006, заявленные учреждением требования удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления заявителю 51 110 руб. 88 коп. налога на прибыль за 2004 год, соответствующей суммы пеней и 8 222 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части в удовлетворении заявления лесхозу отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит решение и постановление судов, вынесенные, по его мнению, с нарушением норм материального права, отменить в части отказа в удовлетворении заявленных им требований и принять по делу новый судебный акт, которым заявление лесхоза удовлетворить в полном объеме.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что он в силу статьи 246 НК РФ является плательщиком налога на прибыль, поскольку средства от реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, не исключены из доходов, облагаемых названным налогом. Кроме того, лесхоз указывает на ошибочность вывода судов относительно наличия у него объекта обложения налогом на пользователей автомобильных дорог, ссылаясь на положения Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 " О дорожных фондах Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1).
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте его слушания, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку лесхоза по вопросам соблюдения им законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, в ходе которой вывила ряд правонарушений, отраженных в акте от 28.10.2005 N 10-42/156.
Так, по обжалуемому в кассационном порядке эпизоду проверяющие установили следующее неполную уплату лесхозом за проверяемый период налогов на прибыль и на пользователей автомобильных дорог с денежных сумм, полученных от реализации древесины с рубок ухода за лесом и рубок промежуточного пользования, оказания иных платных услуг.
Принятым по результатам проверки решением от 18.11.2005 N 10-42/151 учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в виде штрафа в размере 24 277 руб. 60 коп., налога на пользователей автодорог в виде 4 657 руб. 30 коп. штрафа, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на пользователей автодорог в виде штрафа в сумме 67 530 руб. 85 коп. Также указанным решением лесхозу предложено уплатить в бюджет 131 378 руб. 97 коп. налога на прибыль, 23 286 руб. 50 коп. налога на пользователей автодорог, соответствующие начисленные суммы пеней за просрочку их уплаты.
Считая решение налоговой инспекции незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды признали правомерным по праву доначисление лесхозу налогов на прибыль и на пользователей автодорог, однако, приняв во внимание положения статьи 283 НК РФ и установив наличие в заявителя в 2003 году убытка, снизили размер доначисленого налога до 80 277 руб., уменьшив, соответственно, и суммы начисленных налогоплательщику пеней и штрафа, признав его обоснованным в размере 16 055 руб. 42 коп.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 246 НК РФ лесхоз является плательщиком налога на прибыль. В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
При определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитывается имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Согласно статье 108 Лесного кодекса Российской Федерации расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством финансируются за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в доходах бюджетов учитываются предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 2 названной статьи указано, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В указанном перечне не названы доходы, полученные от реализации имущества.
Средства от реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, не относятся и к целевому бюджетному финансированию, понятие которого дано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Согласно статье 321.1 НК РФ налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой доходов от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
При этом налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 15.12.2002 N 834, является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Кроме того, как правомерно указал суд, операции по реализации древесины не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Таким образом, прибыль, полученная лесхозом от деятельности. приносящей доход, облагается налогом на прибыль на общих основаниях и лесхоз вправе использовать эти средства на финансирование определенных Лесным кодексом Российской Федерации функций только после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, основания для исключения доходов, полученных от рубок древесины по уходу за лесом, из облагаемой налогом на прибыль базы отсутствуют; вывод судов в этой части являются верными и основаны на положениях действующего налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 1759-1 объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг).
При этом названным Законом освобождение лесхозов от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и исключение выручки, полученной от реализации древесины от рубок ухода за лесом, из налоговой базы не предусмотрено. Следовательно, выручка от этой деятельности подлежит обложению налогом на пользователей автомобильных дорог в установленном Законом N 1759-1 порядке.
Несостоятелен довод заявителя о том, что средства, полученные лесхозом от реализации древесины, наряду с бюджетными источниками финансирования направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2006 по делу N А26-285/2006-217 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Спасогубский лесхоз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2006 г. N А26-285/2006-217
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника