Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 сентября 2006 г. N А56-10731/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Корпусовой О.А. и Кузнецовой Н.Г., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Кокшаева В.К. (доверенность от 25.09.2006 N 03-16/12541),
рассмотрев 28.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2006 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2006 (судьи Зайцева Е.К., Аносова Н.В., Ларина Т.С.) по делу N А56-10731/2006,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ПМК-10" (далее - Общество) 100 руб. штрафа в соответствии с решением налогового органа от 25.10.2005 N 147 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением от 15.02.2006 суд возвратил данное заявление в порядке статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде в силу пункта 7 статьи 114 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-Ф3).
Суд апелляционной инстанции постановлением от 08.06.2006 оставил определение суда без изменения, отклонив доводы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение от 15.02.2006 и постановление от 08.06.2006, а дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора. Податель жалобы считает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для взыскания неуплаченной санкции в бесспорном порядке в соответствии со статьей 103.1 НК РФ, так как решение налогового органа N 147 о привлечении Общества к ответственности вынесено 25.10.2005, то есть до вступления в законную силу изменений, внесенных в Налоговый кодекс Законом N 137-Ф3. В связи с этим налоговый орган полагает, что заявление о взыскании штрафа, поданное на основании данного решения, подлежит рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Инспекция решением от 25.10.2005 N 147 привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде 100 руб. штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2005 года.
Поскольку добровольно налогоплательщик не исполнил требование налогового органа от 25.10.2005 N 242 об уплате названной налоговой санкции в срок до 09.11.2005, Инспекция 13 февраля 2006 года обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества 100 руб. штрафа.
Кассационная коллегия считает, что суд, правомерно руководствуясь статьей 129 АПК РФ, возвратил Инспекции заявление о взыскании с Общества 100 руб. штрафа, как не подлежащее в силу статьи 103.1 и пункта 7 статьи 114 НК РФ рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 статьи 104 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, действующей до настоящего времени, после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Налоговым кодексом РФ. При этом названной нормой предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора, а пункт 7 статьи 114 НК РФ (в той же редакции) предусматривал взыскание налоговой санкции с налогоплательщика только в судебном порядке.
Однако статьей 1 Закона N 137-Ф3 в часть первую Налогового кодекса РФ внесены изменения, в том числе в пункт 7 статьи 114 НК РФ, который изложен в следующей редакции: налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Вместе с тем, часть первая Налогового кодекса РФ дополнена статьей 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа". Согласно пункту 1 данной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом из пункта 1 статьи 3 Закона N 137-Ф3 следует, что названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, что соответствует требованиям пунктов 1-2 статьи 5 НК РФ.
Таким образом, названными нормами Налогового кодекса РФ в редакции Закона N 137-Ф3 с 01 января 2006 года установлен внесудебный принудительный порядок взыскания с налогоплательщика - организации налоговой санкции, размер которой не превышает 50 000 руб., на основании решения налогового органа.
Согласно же пункту 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 АПК РФ налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, а арбитражные суды рассматривают такие споры в порядке административного судопроизводства, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Поскольку с исковым заявлением о взыскании с Общества штрафа в размере 100 руб. за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2005 года Инспекция обратилась в арбитражный суд 13 февраля 2006 года (лист дела 13), однако с 01.01.2006 федеральным законом N 137-Ф3 установлен иной (внесудебный) порядок взыскания с налогоплательщика - организации налоговой санкции в указанном размере, суд правомерно в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ возвратил налоговому органу заявление, как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с изложенным несостоятелен довод подателя жалобы о том, что решение налогового органа N 147 о взыскании с Общества 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, принято 25.10.2005, то есть до вступления в силу Закона N 137-Ф3.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой противоречат нормам Налогового кодекса РФ и процессуального законодательства, действующим на момент обращения в суд с исковым заявлением о взыскании с Общества 100 руб. штрафа, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2006 по делу N А56-10731/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 сентября 2006 г. N А56-10731/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника