Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2006 г. N А42-1025/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 02.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области на определение Арбитражного суда Мурманской области от 02.05.2006 по делу N А42-1025/2006 (судья Галко Е.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Ремонтно-монтажной фирмы "Рестмо" (далее - Общество) 100 руб. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением суда от 02.05.2006 производство по делу прекращено.
В апелляционном порядке определение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить определение от 02.05.2006 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что суд необоснованно прекратил производство по делу, неправильно применив Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ, в силу которого с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается взыскание с налогоплательщиков-организаций штрафов в размере до пятидесяти тысяч руб. во внесудебном порядке. По мнению налогового органа, действие положений названного Закона не может распространяться на спорные правоотношения, возникшие 2005 году.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль организаций за июнь 2005 года с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах срока - 30.07.2005 вместо 28.07.2005. В связи с этим Инспекция приняла решение от 20.10.2005 N 250389 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 100 руб.
Налоговый орган направил Обществу требование от 27.10.2005 N 444 об уплате налоговой санкции в срок до 06.11.2005.
Налогоплательщик не исполнил требование, что и послужило Инспекции основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Суд прекратил производство по делу, установив, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания с налогоплательщиков санкций, не превышающих определенного размера.
Кассационная коллегия не находит оснований для изменения или отмены определения от 02.05.2006.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.
В силу пункта 7 статьи 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке. предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Статьей 103.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ) определен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа. Согласно пункту 1 названной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Из статьи 103.1 НК РФ (пункты 7 и 8) следует, что решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Из материалов дела следует, что заявление Инспекции о взыскании с налогоплательщика 100 руб. налоговых санкций направлено в Арбитражный суд Мурманской области 08.02.2006 (л.д. 3).
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ и пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105, вынес правомерное определение о прекращении производства по делу.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Податель жалобы ссылается на то, что действие положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2006, не может распространяться на спорные правоотношения, возникшие 2005 году. Однако суд первой инстанции не делал противоположного вывода при вынесении обжалуемого судебного акта. Определение от 02.05.2006 основано на том обстоятельстве, что указанный Закон уже действовал на момент обращения Инспекции с заявлением (08.02.2006), в связи с чем дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 02.05.2006 по делу N А42-1025/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2006 г. N А42-1025/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника