Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2006 г. N А05-4881/2006-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л.И.. Подвального И. О.,
рассмотрев 10.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2006 по делу N А05-4881/2006-13 (судья Сметанин К.А.),
установил:
Потребительский жилищно-строительный кооператив "Монтажник плюс" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 08.02.2006 N 12-12/7-7000 об отказе возвратить на расчетный счет Кооператива 12 142 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Определением суда от 17.05.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее - Фонд).
Решением суда от 14.06.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить. По мнению подателя жалобы, полномочиями по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а не Инспекция.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке
Как следует из материалов дела, Кооператив, являясь в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователем по обязательному пенсионному страхованию, перечислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за первый квартал 2005 года в сумме 12 142 руб., ошибочно указав в платежных поручениях код бюджетной классификации 18210202030061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа (листы дела 5 - 7).
В заявлении о возврате излишне уплаченных страховых взносов, направленном в адрес Инспекции. Кооператив просил возвратить страховые взносы, уплаченные по неправильным кодам бюджетной классификации, на его расчетный счет (лист дела 3).
Инспекция оставила заявление Кооператива без исполнения, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются неналоговыми платежами, а проведение зачета (возврата) неналоговых платежей в функции налоговых органов не входит.
Считая, действия Инспекции незаконными. Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством возврат страхователям или зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна производить Инспекция и возложил на нее обязанность возвратить Кооперативу 12 142 руб. излишне уплаченных страховых взносов.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию налога, определение которого дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ, действовавшей в период обращения Кооператива в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 12 142 руб. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по коду 18210202030061000160. предназначенному для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии. Таким образом, Инспекция неправомерно отказала Кооперативу в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции от 08.02.2006 N 12-12/7-7000 и обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по возврату Кооперативу 12 142 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2006 по делу N А05-4881/2006-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2006 г. N А05-4881/2006-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника