Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 октября 2006 г. N А66-5130/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Абакумовой И.Д., Троицкой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Травкина Д.А. (доверенность от 02.10.2006 N 04-102),
рассмотрев 04.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2006 по делу N А66-5130/2006 (судья Белов О.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Кудряшевой Татьяны Тимофеевны 1 265 руб. 50 коп. штрафа и 127 руб. 56 коп. пеней за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) за II квартал 2005 года.
Решением суда от 03.07.2006 с предпринимателя взыскано 127 руб. 56 коп. пеней за несвоевременную уплату ЕНВД. В остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда от 03.07.2006 в части прекращения производства по делу о взыскании налоговой санкции и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки и пеней, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и обратился с соответствующим иском в суд, поэтому данный иск подлежит рассмотрению по существу.
Представители предпринимателя, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной предпринимателем декларации по ЕНВД за II квартал 2005 года, о чем составила акт от 16.01.2006 N 13-14/70.
В ходе проверки инспекция выяснила, что Кудряшева Т.Т. представила декларацию с нарушением установленного законом срока.
По результатам проверки инспекция вынесла решение от 09.02.2006 N 13-14/62 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде взыскания 1 265 руб. 50 коп. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по ЕНВД, а также предложила уплатить 127 руб. 56 коп. пеней за несвоевременную уплату ЕНВД.
Инспекция направила налогоплательщику требования N 81 по состоянию на 09.02.2006 об уплате пеней и от 09.02.2006 N 13-14/82 об уплате налоговой санкции в срок до 27.02.2006. Предприниматель требования не исполнил, поэтому инспекция 26.05.2006 обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд взыскал с предпринимателя 127 руб. 56 коп. пеней, и прекратил производство по делу в части взыскания штрафа, поскольку сумма штрафа составляет менее 5 000 руб., и у инспекции отсутствует право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанного штрафа.
Кассационной инстанции считает решение суда правильным.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон N 137-ФЗ) введена в действие статья 103.1 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию -пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 2 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Согласно пункту 3 названной статьи в случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Как указано в пункте 7 статьи 103.1 НК РФ, решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Из содержания названной нормы следует, что с 01.01.2006 действует новый порядок взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей в сумме, не превышающей пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах: они взыскиваются по решению налоговых органов без обращения в суд.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что определением от 30.05.2006 суд первой инстанции принял к производству заявление инспекции о взыскании с предпринимателя 1 265 руб. 50 коп. штрафа и 127 руб. 56 коп. пеней за несвоевременную уплату ЕНВД, которое поступило в суд 26.05.2006, и рассмотрел дело по существу в части уплаты пеней, а в части взыскания штрафа прекратил производство по делу, о чем вынес решение от 03.07.2006.
Согласно пункту 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - информационное письмо N 105) при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом N 137-ФЗ взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Заявление налогового органа о взыскании налоговой санкции поступило в арбитражный суд 26.05.2006 (л.д. 2).
При таких обстоятельствах дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены и оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы инспекции нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2006 по делу N А66-5130/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2006 г. N А66-5130/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника