Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2006 г. N А66-939/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области Орловой С.А. (доверенность от 26.02.2006 N 03-182),
рассмотрев 11.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.03.2006 по делу N А66-939/2006 (судья Владимирова Г.А.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области; далее - МИФНС N 10) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" (далее - учреждение) 2 459 580 руб. земельного налога за 2004 год.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика была привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (далее - МИФНС N 9, налоговая инспекция).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31.03.2006, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказано.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Закона Тверской области... от 28.02.1002 N 12-ОЗ-3" следует читать "Закона Тверской области... от 28.02.2002 N 12-ОЗ-3"
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель, со ссылкой на положения пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), Закона Тверской области "О схеме управления Тверской областью" от 28.02.1002 N 12-ОЗ-3 (далее - Областной закон), указывает на то, что учреждение необоснованно использовало льготу по земельному налогу, поскольку оно не является органом государственной власти и управления.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МИФНС N 1 направила в адрес учреждения требование от 26.10.2005 N 84694 об уплате 5 459 580 руб. земельного налога со сроком исполнения до 07.11.2005. Поскольку в установленный в требовании срок оно налогоплательщиком исполнено не было, налоговый орган 08.12.2005 принял решение N 49306 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке. В связи с невозможностью взыскать недоимку во внесудебном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, исходил из того, что учреждение наделено функциями государственного органа управления дорожным хозяйством по управлению автомобильными дорогами общего пользования, в связи с чем имеет право на пользование льготой по земельному налогу.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно статье 1 Областного закона к органам управления Тверской областью относятся органы государственной власти Тверской области государственные органы Тверской области, наделенные отдельными функциями государственного управления и обеспечивающие деятельность органов государственной власти Тверской области, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и муниципальные учреждения Тверской области, наделенные отдельными управленческими функциями.
В соответствии со статьей 5 Областного закона к исполнительным органам государственной власти Тверской области относятся администрация Тверской области, областные исполнительные органы государственной власти Тверской области и территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области.
В силу статьи 10 Областного закона в составе областных исполнительных органов государственной власти Тверской области действует, в частности Комитет по управлению имуществом.
В статье 14 названного закона указано, что территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области - органы специальной компетенции, осуществляющие в городах, районах и иных территориях Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления.
Территориальные исполнительные органы государственной власти Тверской области находятся в подчинении администрации Тверской области либо соответствующих областных исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Согласно пункту 1.4 Устава Учреждения, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 19.03.2002 N 78-па (далее - Устав), ответчик является юридическим лицом - государственным учреждением с наделением его функциями государственного органа управления дорожным хозяйством Тверской области. Из раздела 2 Устава следует, что Учреждение наделено функциями органа государственного управления дорожным хозяйством, осуществляет совокупность функций по управлению автомобильными дорогами общего пользования.
Учитывая изложенное, довод МИФНС N 9 о том, что налогоплательщик не относится к органам государственной власти и управления, противоречит материалам дела, и был обоснованно признан судом ошибочным.
Таким образом, ответчик правомерно на основании пункта 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" пользовался льготой по земельному налогу, в связи с чем у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления учреждению указанного налога и принятия мер по его взысканию.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.03.2006 по делу N А66-939/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2006 г. N А66-939/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника