Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 октября 2006 г. N А66-4718/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кирилловой И.И. и Тарасюка И.М.,
при участии от ОАО "Российские железные дороги" Овчинниковой Е.В. (доверенность от 27.12.2005) и Антиповой Ю.Н. (доверенность от 02.08.2006),
рассмотрев 11.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 06.03.2006 (судья Рожина Е.И.) и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2006 (судьи Жукова В.В., Нофал Л.В., Силаев Р.В.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4718/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании 563 770 руб. 09 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в августе 2004 года во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Тверской области.
Определением от 02.09.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области (далее - Минфин РФ).
Определением от 26.10.2005 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в одно производство с настоящим делом объединены дела N N А66-7635/2005, А66-4717/2005, А66-4716/2005, А66-4714/2005 по искам ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту финансов Тверской области о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в апреле, июне, июле, декабре 2004 года во исполнение Закона о социальной защите инвалидов. Делу присвоен номер А66-4718/2005.
Определением от 27.12.2005 Минфин РФ привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
В связи с объединением дел в одно производство в рамках настоящего дела рассмотрены требования ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту финансов Тверской области и Минфину РФ о взыскании 2 546 849 руб. 88 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления в апреле, июне-августе, декабре 2004 года льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте во исполнение Закона о социальной защите инвалидов.
Решением от 06.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2006, исковые требования удовлетворены полностью за счет казны Российской Федерации. В иске к Департаменту финансов Тверской области отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление как вынесенные с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований за счет казны Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, оснований для взыскания убытков за счет средств федерального бюджета не имеется, поскольку Российская Федерация полностью выполнила свои обязательства по перечислению Тверской области денежных средств на реализацию льгот, установленных Законом о социальной защите инвалидов.
В судебном заседании представители ОАО "Российские железные дороги" просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истцом в соответствии со статьей 30 Закона о социальной защите инвалидов в апреле, июне-августе, декабре 2004 года льготным категориям граждан предоставлена 50-процентная скидка со стоимости проезда в железнодорожном транспорте. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.
Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 4 Закона о социальной защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 30 названного Закона, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Источник финансирования этой льготы Законом о социальной защите инвалидов не определен.
Суд сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по проезду на железнодорожном транспорте, установленных Законом о социальной защите инвалидов, за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Тверской области для компенсации затрат по реализации рассматриваемого Закона.
Доказательств нецелевого использования Департаментом финансов Тверской области денежных средств, выделенных из федерального бюджета, равно как наличия неиспользованного остатка этих средств на момент вынесения судом решения лицами, участвующими в деле, не представлено.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 06.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-4718/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2006 г. N А66-4718/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника