Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2006 г. N А56-25948/04
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Сосниной О.Г., Старченковой В.В.,
при участии от Ленинградского областного государственного унитарного предприятия "Леноблжилкомхоз" Власова В.А. (доверенность от 28.12.2005), от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области Петрова Р.В. (доверенность от 28.09.2006),
рассмотрев 12.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного государственного унитарного предприятия "Леноблжилкомхоз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2006 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 (судьи Зайцева Е.К., Копылова Л.С., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-25948/04,
установил:
Ленинградское областное государственное унитарное предприятие "Леноблжилкомхоз" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения правительства Ленинградской области от 30.04.2004 N 189-р "О ликвидации Ленинградского областного государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Ленжилкомсервис".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству правительства Ленинградской области (далее - Комитет ЖКХ), Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству правительства Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области (далее - Леноблкомимущество) и Ленинградское областное государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Ленжилкомсервис" (далее - Предприятие ЖКХ).
Решением от 24.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.05.2006, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение 24.01.2006 и постановление апелляционного суда от 23.05.2006.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель Леноблкомимущества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители остальных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие ЖКХ было создано как дочернее предприятие на основании приказа генерального директора Предприятия от 27.04.2001 N 32.
Устав Предприятия ЖКХ был утвержден названным приказом и согласован с Комитетом ЖКХ и Леноблкомимуществом.
Согласно уставу Предприятия ЖКХ его учредителем являлось Предприятие, Предприятие ЖКХ находится в ведомственной подчиненности Комитета ЖКХ, имущество Предприятия ЖКХ находится в собственности Ленинградской области.
Распоряжением Комитета ЖКХ от 29.11.2002 установлено, что полномочия собственника в отношении имущества Предприятия ЖКХ от имени правительства Ленинградской области осуществляют Комитет ЖКХ и Леноблкомимущество; прекращены полномочия Предприятия как учредителя Предприятия ЖКХ, из наименования которого исключено слово "дочернее"; утвержден устав Предприятия ЖКХ в новой редакции и генеральному директору Предприятия ЖКХ поручено обеспечить проведение государственной регистрации новой редакции устава.
Правительством Ленинградской области 30.04.2004 издано распоряжение N 189-р о ликвидации Предприятия ЖКХ.
Считая данное распоряжение не соответствующим требованиям закона и нарушающим его права и законные интересы, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявления Предприятие указало на следующие обстоятельства. Решением арбитражного суда от 29.04.2002 по делу N А56-32994/01 Предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий. В ходе конкурсного производства была сформирована конкурсная масса, в которую включена сумма, составляющая уставный фонд дочернего предприятия, как долгосрочные финансовые вложения, подлежащие реализации.
В результате издания оспариваемого распоряжения данный актив был фактически исключен из конкурсной массы без какой-либо компенсации предприятию-учредителю. Кроме того, заявитель указал на нарушение статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как учредитель не принимал решения о ликвидации дочернего предприятия.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемое распоряжение является законным, принято в пределах полномочий правительства Ленинградской области и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кассационная инстанция считает данный вывод правильным.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2004 по делу N А56-2252/03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2005, признано недействительным распоряжение Комитета ЖКХ от 29.11.2002 N 1, согласно которому полномочия собственника в отношении имущества Ленинградского областного государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Ленжилкомсервис" от имени правительства Ленинградской области осуществляют Комитет ЖКХ и Леноблкомимущество.
Постановлением кассационной инстанции от 11.10.2005 решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2005 отменены, в удовлетворении заявления Предприятия о признании распоряжения Комитета ЖКХ от 29.11.2002 N 1 недействительным отказано.
Суды сделали правомерный вывод о том, что согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные по названному делу, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Пунктом 1 статьи 29 ГК РФ" следует читать "Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Пунктом 1 статьи 29 ГК РФ установлено, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника имущества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции.
При изложенных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое распоряжение является законным, принято в пределах полномочий Правительства Ленинградской области и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального и процессуального права судами не нарушены, в связи с чем оснований для отмены решения первой и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 по делу N А56-25948/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ленинградского областного государственного унитарного предприятия "Леноблжилкомхоз" - без удовлетворения.
Взыскать с Ленинградского областного государственного унитарного предприятия "Леноблжилкомхоз" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2006 г. N А56-25948/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника