Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 октября 2006 г. N А26-12075/2005-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.06 (судья Кохвакко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.06 (судьи Шестакова М.А., Савицкая И.Г., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-12075/2005-28,
установил:
Закрытое акционерное общество "Нигозеро" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 29.09.05 N 10-43/124 и от 25.10.05 N 1388 в части неполной уплаты единого социального налога, начисления пени, взыскания их в бесспорном порядке и привлечения Общества к налоговой ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено государственное учреждение Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд).
Решением суда от 17.03.06, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.06, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Фондом была проведена проверка правильности исчисления и уплаты Обществом страховых взносов по обязательному социальному страхованию, о чем составлен акт от 14.12.04 N 43с/с. Указанной проверкой были не приняты к зачету 21 925 рублей расходов на выплату пособий по социальному страхованию за период с марта 2003 года по сентябрь 2004 года. Обществу было предложено "произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда".
Налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом за период с 01.01.02 по 31.12.04, о чем составлен акт от 05.09.05 N 10-43/123. По результатам проверки вынесено решение от 29.09.05 N 10-43/124 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных статьей 123 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении единого социального налога и пеней.
На основании решения налоговая инспекция направила Обществу требования от 03.10.05 N 6405 и N 303 об уплате сумм налога, пеней и штрафов.
В связи с неисполнением Обществом требований налоговая инспекция вынесла решение от 25.10.05 N 1388 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу о неполной уплате Обществом единого социального налога за 2003-2004 годы, подлежащего уплате в Фонд социального страхования, в связи с непринятием Фондом к зачету 21 925 рублей расходов, произведенных Обществом на цели социального страхования.
Налоговая инспекция указала, что после проведения проверки Фондом Общество не представило измененные расчеты и декларации по единому социальному налогу с указанными изменениями и не увеличило налогооблагаемую базу соответствующих периодов. В связи с изложенным налоговая инспекция доначислила Обществу за 2003 год 12 765 рублей и за 2004 год 9 169 рублей единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Налоговая инспекция в своем решении указала, что Обществу следовало включить 21 925 рублей в налоговую базу по единому социальному налогу, уплатив с нее 7 806 рублей 13 копеек налога, доначислить 21 925 рублей в Фонд социального страхования за 2003 год 12 765 рублей и за 2004 год 9 169 рублей. Поскольку в декабре 2004 года Общество отнесло спорную сумму к выплатам, не отнесенным к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, налоговая инспекция списала 7 806 рублей 13 копеек налога.
Общество указывает, что, согласившись с выводами Фонда, в декабре 2004 года им был сделан перерасчет, расчетная ведомость за четвертый квартал 2004 года с указанным перерасчетом представлена в Фонд 12.01.05, однако изменений в декларации по единому социальному налогу за 2003-2004 годы не внесло. Расходы по оплате больничных листов Общество отнесло за счет чистой прибыли.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что спорные выплаты по больничным листам в силу статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не образуют базу для начисления единого социального налога, а в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения.
Однако этот вывод имеет отношение только к сумме единого социального налога 7 806 рублей 13 копеек, которая пунктом 4 оспариваемого решения была сложена и не является предметом оспаривания Обществом в данном деле.
В данном случае спор идет только о том, что при признании неправомерным уменьшения суммы единого социального налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования, Обществу следовало увеличить сумму единого социального налога.
В этой части правильным является вывод суда первой инстанции об отсутствии у Общества задолженности по единому социальному налогу.
Из расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (лист дела 46) следует, что на начало 2004 года задолженность за исполнительным органом Фонда составляла 26 175 рублей; при включении в расчет 2004 года 21 925 рублей не принятых к зачету расходов, задолженность за исполнительным органом Фонда на конец 2004 года составила 43 720 рублей.
Таким образом, ни за 2003, ни за 2004 год занижения суммы единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования, не произошло, поскольку сумма задолженности исполнительного органа Фонда превышала доначисленные налоговой инспекцией 12 765 рублей за 2003 год и 9 169 рублей за 2004 год.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.06 по делу N А26-12075/2005-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2006 г. N А26-12075/2005-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника