Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 октября 2006 г. N А56-58471/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сигма Логистик" Ковжиной О.А. (доверенность от 07.11.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Масловой Е.С. (доверенность от 07.09.2006 N 2005/24780),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2006 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2006 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Петренко Т.Н.) по делу N А56-58471/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сигма Логистик" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция) от 07.10.2005 N 06/295 и требований от 11.10.2005 N 40308 и N 1098 об уплате 4 524 744 руб. налога на добавленную стоимость, 16 964 руб. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога, и 282 728 руб. штрафных санкций. Одновременно заявитель просил обязать налоговую инспекцию устранить допущенные нарушения законных прав и интересов налогоплательщика путем принятия решения о возмещении из бюджета 3 506 640 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за июнь 2005 года путем возврата налога на его расчетный счет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2006 решение суда от 26.02.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы утверждает, что Общество является недобросовестным налогоплательщиком, злоупотребляющим правом на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета. Этот обстоятельство повлекло отказ Обществу в праве на вычет 4 524 744 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и заявленного в декларации за июнь 2005 года.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество в июне 2005 года на основании контрактов от 01.03.2005 N 1/05. от 28.03.2005 N 3/05, от 28.03.2005 N 5/05. от 28.03.2005 N 6/05 и от 04.04.2005 N 7/05 осуществляло ввоз на таможенную территорию Российской Федерации приобретенных у иностранных компаний "ALDO TRADING LTD", "Wayberg Ltd", "HALDING CORP.", "STENMORE CAPITAL LLC" и "TIA Company Ltd" импортных товаров (аудио колонок акустических, антенн наружных, листов пенополиуретановых, нетканых материалов из химического волокна и т.д.). При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Общество уплачивало налог на добавленную стоимость.
В июле 2005 года (20.07.2005) Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2005 года, а 05.09.2005 - уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за тот же период (л.д. 50-62). Согласно уточненной декларации сумма налога, полученного от покупателей, составила 1 026 858 руб., сумма налоговых вычетов - 4 533 498 руб., в том числе 8 754 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и 4 524 744 руб. налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета, составила 3 506 640 руб.
В октябре 2005 года Общество обратилось в налоговый орган с заявлением, изложенным в письме от 27.10.2005 N 83, о возмещении из бюджета путем возврата на расчетный счет 3 506 640 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за июнь 2005 года.
В целях проведения камеральной проверки первоначально представленной декларации налоговый орган направил Обществу требование от 02.08.2005 N 06-06/15824 (л.д. 46-47) о представлении в пятидневный срок документов, подтверждающих правомерность заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (контрактов, грузовых таможенных деклараций, выписок банка и платежных поручений, подтверждающих уплату налога таможенным органам и поставщикам товаров, работ, услуг, первичных документов, подтверждающих принятие к учету приобретенных товаров, книг покупок и продаж, счетов-фактур, накладных, договоров, оборотно-сальдовых ведомостей и т.д.). Документы представлены Обществом.
Налоговый орган провел камеральную проверку деклараций и полученных документов. Результаты проверки отражены в акте от 23.09.2005.
Решением налоговой инспекции от 07.10.2005 N 06/295 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 282 728 руб. штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость за июнь 2005 года. Этим же решением налогоплательщику уменьшен налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению по декларации за июнь 2005 года, на 3 506 640 руб., и ему предложено оплатить в срок, указанный в требовании, 1 018 104 руб. налога на добавленную стоимость и 16 964 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Принятое решение налоговый орган обосновал неправомерным предъявлением Обществом к вычету 4 524 744 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, ввиду наличия обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности Общества, злоупотреблении им правом на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета.
Инспекция указывает на то, что уставной капитал Общества составляет 10 000 руб.; среднесписочная численность организации составляет 6 человек; на балансе Общества отсутствует ликвидное имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности; анализ рентабельности деятельности налогоплательщика свидетельствует об отсутствии экономической выгоды от осуществляемых операций купли-продажи товаров; Обществом не представлены документы, подтверждающие принятие на учет (оприходование) импортируемого товар, а также его транспортировку в адрес покупателя. У налогоплательщика отсутствуют собственные денежные средства для оплаты налога на добавленную стоимость на таможне, оплата таможенных платежей осуществляется Обществом за счет денежных средств, полученных от покупателя товара в счет оплаты товаров. Перечисление денежных средств от покупателя Обществу и от Общества в оплату таможенных платежей производится в течение одного-двух операционных дней. Оплата за реализованные импортные товары от покупателя - ООО "Полюс" поступает не в полном объеме, а только в размере, необходимом для уплаты таможенных платежей, в связи с чем у Общества всегда формируется положительная разница по налогу на добавленную стоимость.
По состоянию на 30.06.2005 размер дебиторской задолженности покупателя перед Обществом составил 34 423 510 руб. Мер к взысканию дебиторской задолженности российского покупателя импортируемого товара налогоплательщиком не принимается. Общество не оплачивает импортируемый товар поставщикам, поэтому кредиторская задолженность Общества перед поставщиками также постоянно растет. По состоянию на 30.06.2005 кредиторская задолженность Общества перед иностранными поставщиками составила 34 010 998 руб.
По мнению налогового органа, перечисленные обстоятельства деятельности Общества свидетельствуют о направленности его действий не на получение дохода от предпринимательской деятельности, а на получение денежных средств из бюджета путем возмещения налога на добавленную стоимость.
Во исполнение решения от 07.10.2005 налоговая инспекция направила Обществу требования от 11.10.2005 N 40308 и N 1098 об уплате 4 524 744 руб. налога на добавленную стоимость, 16 964 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога и 282 728 руб. штрафа в срок до 17.10.2005.
Общество обжаловало решение и требования налоговой инспекции в арбитражный суд. Налогоплательщик ссылается на соблюдение им условий предъявления к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. В налоговый орган представлены документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, подтверждающие право на налоговые вычеты.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя. Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные Обществом доказательства, суды подтвердили выполнение Обществом требований налогового законодательства для применения налоговых вычетов: спорные импортируемые товары приобретены для перепродажи и приняты к учету в установленном порядке на основании первичных учетных документов; налог на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам уплачен таможенным органам.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы налогового органа и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых судами по данному делу решения и постановления.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 НК РФ указано, что вычеты налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, право на предъявление налога на добавленную стоимость к вычету возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации; уплаты налога таможенному органу при ввозе товара; принятия ввезенных товаров к учету в установленном порядке.
Эти обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании представленных сторонами документов признали доказанным соблюдение Обществом требований налогового законодательства, предъявляемых для вычета налога на добавленную стоимость, в данном случае - 4 524 744 руб. налога, заявленного в декларации за июнь 2005 года.
Этот вывод судов подтвержден материалами дела и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Факты ввоза иностранного товара на таможенную территорию Российской Федерации, уплаты налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей и принятия к учету ввезенного товара подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками Кингисеппской таможни о выпуске товара в свободное обращение, международными товарно-транспортными накладными, платежными поручениями с отметками таможни, подтверждающими факт поступления от Общества в бюджет денежных средств, перечисленных по этим платежным поручениям, копией книги покупок.
На наличие доказательств, опровергающих достоверность представленных Обществом первичных документов, налоговый орган не ссылается. Нет их и в материалах дела.
Импортированные Обществом товары приобретены для последующей перепродажи, что подтверждается имеющимися в деле документами. Доказательств иного инспекция не представила. Суды отклонили как необоснованный довод налоговой инспекции об отсутствии надлежащих документов, подтверждающих передачу Обществом импортированного товара российскому покупателю. Факт последующей перепродажи ввезенных импортных товаров подтвержден договором поставки, счетами-фактурами, товарными накладными и актами приема-передачи товарно-материальных ценностей, а также данными, полученными налоговой инспекции при проведении встречной проверки ООО "Полюс".
Судами не принята во внимание ссылка налоговой инспекции на неосуществление Обществом оплаты товара иностранным поставщикам, на рост дебиторской задолженности российского покупателя перед Обществом в отсутствие сведений о принимаемых налогоплательщиком мерах по ее взысканию. Судами установлено, что по условиям контрактов от 01.03.2005 N 1/05, от 28.03.2005 N 3/05, от 28.03.2005 N 5/05, от 28.03.2005 N 6/05 и от 04.04.2005 N 7/05 налогоплательщик обязан оплатить товар иностранному продавцу в течение 365 дней с даты выпуска товара со склада временного хранения. Договорами поставки от 21.03.2005 N 3 и от 05.04.2005 N 4, заключенными Обществом с ООО "Полюс" - покупателем ввезенных Обществом товаров, предусмотрена их оплата путем перечисления за 7 дней до поставки партии товара аванса в размере 1 процента от стоимости заказанного товара. Остальная часть денежных средств перечисляется покупателем в течение 200 дней с момента отгрузки. Кроме того, в отзыве на апелляционную жалобу, поданную инспекцией, Общество сослалось за частичную оплату товара иностранным продавцам.
Условия оплаты приобретенных и далее перепроданных Обществом товаров, установленные в контрактах и договорах поставки, не противоречат действующему законодательству, в том числе положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, они не влияют на право налогоплательщика осуществить вычет (получить возмещение из бюджета) налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного в бюджет при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, приобретенных для последующей перепродажи.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что Обществом выполнены требования налогового законодательства для применения налоговых вычетов, указанных в декларации за июнь 2005 года.
Кассационная инстанция находит обоснованным отклонение судами довода налогового органа о недобросовестности Общества как налогоплательщика.
Понятие недобросовестности применено Конституционным Судом Российской Федерации в судебных актах, которые касаются налогоплательщиков, уплативших налог на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг).
В данном же случае налоговый орган отказывает в возмещении 4 524 744 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного Обществом в бюджет собственными денежными средствами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Кроме того, в случаях отказа налогового органа в праве на налоговые вычеты (возмещении уплаченного налога из бюджета) по мотиву недобросовестности лица как налогоплательщика, он обязан доказать наличие именно недобросовестности в действиях такого лица, а не ограничиваться формальным перечислением каких-либо фактов.
Налоговым органом не представлены доказательства наличия у Общества при заключении и исполнении сделок с контрагентами (иностранными поставщиками и российским покупателем) умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, доказательства согласованных действий Общества и его контрагентов, направленных на уклонение от уплаты налогов, на получение денежных сумм из бюджета.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2006 по делу N А56-58471/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2006 г. N А56-58471/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника