Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 октября 2006 г. N А21-2967/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 24.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2006 по делу N А21-2967/2006 (судья Карамышева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С-Фото-Дубль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 13.04.2006 N 3841 в возврате на расчетный счет Общества 15 326 руб. 41 коп. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и об обязании Инспекции возвратить указанную сумму.
Решением суда от 06.07.2006 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить. По мнению подателя жалобы, полномочиями по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а не Инспекция.
В отзыве Общество просит решение суда от 06.07.2006 оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Инспекция заявила о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователем по обязательному пенсионному страхованию, перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за 9 месяцев 2005 года в сумме 15 326 руб. 41 коп., ошибочно указав в платежных поручениях (от 16.02.2005 N 22, от 14.03.2005 N 51, от 29.03.2005 N 64, от 05.05.2005 N 103, от 30.06.2005 N 167, от 30.06.2005 N 168, от 02.08.2005 N 215, от 01.09.2005 N 250, от 29.09.2005 N 303) код бюджетной классификации 18210202030061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа (листы дела 26 - 34).
В заявлении о возврате излишне уплаченных страховых взносов от 21.02.2006, направленном в адрес Инспекции, Общество просило возвратить страховые взносы, уплаченные по неправильным кодам бюджетной классификации, на его расчетный счет (лист дела 19).
Инспекция в письме от 13.04.2006 N 3841 отказала Обществу в возврате страховых взносов, ссылаясь на то, что действующим законодательством не определен орган, осуществляющий зачет (возврат) страховых взносов, а также порядок проведения возврата.
Считая действия Инспекции незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством возврат страхователям или зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна производить Инспекция, и обязал ее возвратить Обществу 15 326 руб. 41 коп. излишне уплаченных страховых взносов.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы не соответствуют понятию налога, определение которому дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Тем не менее в силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ, действовавшей в период обращения Общества в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 15 326 руб. 41 коп. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по коду 18210202030061000160. Таким образом, Инспекция неправомерно отказала Обществу в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2006 по делу N А21-2967/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2006 г. N А21-2967/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника