Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 октября 2006 г. N А13-3397/2006-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Кирейковой Г.Г. и Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 16.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области на решение от 05.05.2006 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 14.07.2006 (судьи Богатырева В.А., Логинова О.П., Шумилова Л.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3397/ 2006-19,
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Вологды (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области по предъявлению инкассового поручения для списания денежных средств со счета Комитета N 40703810400000000071 в ОАО КБ "Севергазбанк". В обоснование заявленного требования Комитет сослался на то, что исполняется судебный акт о взыскании долга за потребленную электрическую энергию для уличного освещения, а эти расходы финансируются за счет средств городского бюджета, в то время как на счете N 40703810400000000071 в ОАО КБ "Севергазбанк" аккумулируются средства населения, поступающие в качестве оплаты содержания, ремонта жилья, оплаты коммунальных услуг. Списание денег с указанного счета приведет к нецелевому использованию денежных средств бюджета.
К участию в деле привлечено также открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания* " (далее - ОАО "Вологодская сбытовая компания), являющееся взыскателем по исполнительному производству.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.05.2006 заявление удовлетворено. Мотивируя решение, арбитражный суд со ссылкой на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации сослался на то, что обращение взыскания на средства бюджета допускается лишь через предъявление исполнительного документа в орган, где открыт лицевой счет учреждения. Денежные средства, находящиеся на счете Комитета N 40703810400000000071 в ОАО КБ "Севергазбанк", формируются за счет поступлений от населения в качестве оплаты содержания, ремонта жилья, коммунальных услуг, городского бюджета и не являются внебюджетными, поскольку правом осуществлять предпринимательскую деятельность Комитет не наделен.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 14.07.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Соглашаясь с выводами суда, апелляционная инстанция указала на следующее. Обращение взыскания на средства бюджетов допускается лишь через предъявление исполнительного документа в орган, где открыт лицевой счет учреждения. Денежные средства, полученные от внебюджетных источников и находящиеся на счетах иных кредитных организаций, таким иммунитетом не обладают, обращение взыскания на них производится в обычном порядке. Денежные средства на счете Комитета N 40703810400000000071 в ОАО КБ "Севергазбанк" не являются внебюджетными.
В кассационной жалобе судебный пристав-исполнитель просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции как незаконные. Податель жалобы ссылается на то, что суды неправильно применили пункт 6 статьи 161, статью 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку находящиеся на счете N 40703810400000000071 в ОАО КБ "Севергазбанк" денежные средства не являются бюджетными. По мнению судебного пристава-исполнителя, его действия соответствуют пункту 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому исполнение исполнительного документа за счет средств должника, находящихся в кредитной организации, производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В отзыве на кассационную жалобу Комитет считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. При этом он указывает на следующее. В данном случае исполняется решение суда о взыскании задолженности за уличное освещение, а финансирование этих расходов в силу статьи 12 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 13 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" производится за счет средств бюджета города Вологды. В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения допускается только через предъявление исполнительного документа в орган, где открыт лицевой счет учреждения для учета средств местного бюджета.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций правильно установлено, что находящиеся на счете N 40703810400000000071 в ОАО КБ "Севергазбанк" денежные средства не являются внебюджетными. Согласно пункту 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно статье 239 названного Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерацией службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Судебный пристав-исполнитель в кассационной жалобе ссылается на неприменение судом пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого исполнение исполнительного документа за счет денежных средств учреждения, находящихся на его счете в кредитной организации, производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Судом эти доводы оценивались и не приняты со ссылкой на то, что в таком порядке можно обратить взыскание лишь на денежные средства, полученные за счет внебюджетных источников, в частности, за счет доходов от предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки подобного вывода.
При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 05.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 14.07.2006 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3397/2006-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 октября 2006 г. N А13-3397/2006-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника