Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 октября 2006 г. N А26-10137/2005-23
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Бухарцева С.Н., Михайловской Е.А.,
при участии от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия Томиловой Н.П. (доверенность от 11.09.06 N 09), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия Кулабухова С.А. (доверенность от 01.11.05),
рассмотрев 12.10.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.06 (судья Одинцова М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.06 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Попова Н.М.) по делу N А26-10137/2005-23,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Отделение Пенсионного фонда, Отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании частично недействительным представления от 26.08.05 N 02-23-77, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление) по итогам проведенной проверки Отделения.
Решением суда первой инстанции от 13.01.06 заявление удовлетворено в части возложения на Отделение Пенсионного фонда обязанностей потребовать от закрытого акционерного общества "Сана" (далее - ЗАО "Сана") возмещения излишне оплаченных площадей в сумме 4 743 000 руб., принять меры к взысканию переплат, связанных с осуществлением выплат социального характера работникам Отделения, в сумме 3 228 660 руб., и сумм завышения среднего заработка при оплате отпускных работникам Отделения в сумме 46 280,62 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.06 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить названные судебные акты и отказать Отделению в удовлетворении заявления. Управление считает, что оспариваемое представление не нарушает права и интересы Отделения Пенсионного фонда, поскольку не содержит властных предписаний, влекущих для заявителя негативные последствия. Податель жалобы не согласен с выводами судов и в части необоснованности указания в представлении от 26.08.05 N 02-23-77 на необходимость взыскание Отделением излишне выплаченных ЗАО "Сана" и своим работникам денежных средств.
Представитель Управления в судебном заседании кассационной инстанции поддержал свои доводы, просил жалобу удовлетворить, считая ее обоснованной. Представитель Отделения с кассационной жалобой не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты, принятые по настоящему делу, без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия провело проверку финансово-хозяйственной деятельности Отделения Пенсионного фонда за 2004 года. По результатам проверки Управлением составлен акт от 15.07.05, на основании которого 26.08.05 Отделению направлено представление N 02-23-77. В представлении указано на выявленные в ходе проверки нарушения и на необходимость устранения Отделением последствий этих нарушений в срок до 01.10.05.
Так, в ходе проверки Управление сделало вывод о неэффективном использовании средств Пенсионного фонда России, выделенных в качестве капитальных вложений на строительство здания Отделения и в представлении указало, что заявителю следует потребовать от ЗАО "Сана" возмещения излишне оплаченных площадей в сумме 4 743 000 руб.
При рассмотрении этого эпизода суды первой и апелляционной инстанций установили, что Отделением Пенсионного фонда 26.06.03 был заключен договор N 1 долевого участия в строительстве комплекса административных зданий (Блоки N 1 и N 2) в городе Петрозаводске с ЗАО "Сана". Согласно договору вклад Отделения составил 37 795 200 руб., соответствующий доле площадью 2 032 кв.м, в том числе террасы - 127 кв.м в Блоке N 1. После окончания строительства и ввода объектов недвижимости в эксплуатацию Отделению Пенсионного фонда передано пятиэтажное здание - Блок N 1, расположенное по адресу: город Петрозаводск, ул. Кирова, д. 23.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 12.09.05 за Отделением зарегистрировано право оперативного управления административным зданием общей площадью 1 821,4 кв. м (литер 1), расположенным по вышеуказанному адресу (том 1, л.д. 101).
Отделение Пенсионного фонда обратилось в Республиканский государственный центр "Недвижимость" (далее - ГУП РК РГЦ "Недвижимость") с заявлением о внесении изменений в технический паспорт на здание в части увеличения общей площади здания с учетом площадей террас, перегородок, шахты лифта, но получило аргументированный отказ (письма от 22.07.05 N 14 и от 20.09.05 N 1059) со ссылкой на п. 4* СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". Согласно письму названной организации от 20.09.05 N 1059 общая площадь здания в размере 1821,4 кв. м определена без учета площади террас и площади лифтовой шахты.
В соответствии с техническим паспортом на здание (том 1, лист дела 97) площадь трех террас составляет 154,5 кв.м. Согласно справке ГУП РК РГЦ "Недвижимость" от 13.09.05 N 62964 площадь, занимаемая перегородками, внутренними стенами, шахтой лифта составляет 159,7 кв. м. (том 1, лист дела 109). Указанная площадь не подлежит включению в общую площадь переданного заявителю здания, однако была учтена при заключении договора от 26.06.03 N 1 и определении общей стоимости объекта строительства. Расчеты по названному договору произведены между Отделением и ЗАО "Сана" в соответствии с условиями заключенного договора долевого участия в строительстве.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии у Управления оснований считать неэффективным использование средств Пенсионного фонда России, выделенных в качестве капитальных вложений на строительство административного здания Отделения, в связи с чем предлагать Отделению потребовать от ЗАО "Сана" возмещения 4 743 000 руб. как излишне выплаченных этой организации.
Следовательно, требования Отделения в этой части удовлетворены судебными инстанциями обоснованно.
В ходе проверки Управлением сделан вывод о том, что Отделением Пенсионного фонда неправомерно своим сотрудникам произведены выплаты социального характера, а также излишне начислены отпускные в связи с необоснованным завышением среднего заработка в связи с включением в него сумм материальной помощи. Управление считает, что Отделение в результате этих нарушений произвело излишние выплаты своим работникам, на что не имело права, поскольку ведомственные нормативные акты - постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.12.02 N 168п, на основании которого производились выплаты социального характера, и постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.07.01 N 126 "Об упорядочении условий оплаты труда работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации", на основании которого в расчет среднего заработка сотрудников Отделения, определяемого для начисления отпускных, включена материальная помощь в размере двух должностных окладов, не зарегистрированы в установленном порядке. При этом в ходе проверки Управлением не установлено нарушений положений названных ведомственных нормативных актов.
В представлении от 26.08.05 N 02-23-77 Управление указало, что Отделению следует принять меры к взысканию переплат, выявленных ревизией.
Отделение не согласилось с выводами и предложением Управления, ссылаясь на то, что выплаты социального характера производились сотрудникам Отделения в соответствии со статьей 120 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.12.02 N 168п, а расчет среднего заработка для начисления отпускных сотрудникам Отделения производился на основании статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.07.01 N 126 "Об упорядочении условий оплаты труда работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации".
Судебные инстанции, удовлетворяя требования Отделения Пенсионного фонда по этим эпизодам обоснованно, по мнению кассационной инстанции, исходили из следующего.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, Правление Пенсионного фонда Российской Федерации утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) Пенсионного фонда Российской Федерации и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда России, которые обязательны для исполнения подчиненными учреждениями, входящими в систему Пенсионного фонда России.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.12.02 N 168п утверждено Положение о компенсационных выплатах социального характера работникам системы Пенсионного фонда Российской Федерации. Положение является локальным ведомственным нормативным актом, никем не оспорено и не признано недействующим. Сам по себе факт отсутствия регистрации этого Положения не может являться основанием для взыскания с работников Отделения произведенных выплат социального характера.
Статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления средней заработной платы.
Согласно названной норме для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
В целях упорядочения условий оплаты труда работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной ему пунктом 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, принято постановление от 30.07.01 N 126 "Об упорядочении условий оплаты труда работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - постановление). Пунктом 6 названного постановления установлено, что при формировании фондов оплаты труда в сметах расходов на содержание органов Пенсионного фонда России сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются такие средства на выплату (в расчете на год), как материальная помощь в размере 2 должностных окладов. Таким образом, материальная помощь в указанном размере в соответствии с названным пунктом постановления относится к фонду оплаты труда, выплачивается в рамках установленной Правлением Пенсионного фонда России системы оплаты труда и на основании статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит учету при исчислении средней заработной платы для оплаты отпусков.
Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.07.01 N 126 "Об упорядочении условий оплаты труда работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации" является локальным ведомственным нормативным актом, никем не оспорено и не признано недействующим. Сам по себе факт отсутствия регистрации этого постановления не может являться основанием для взыскания с работников Отделения произведенных выплат отпускных.
Статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлены ограничения удержаний из заработной платы.
В соответствии с этой нормой Кодекса удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:
для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);
при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, подпункте "а" пункта 3 и пункте 4 статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ.
В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй статьи 137 ТК РФ, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
счетной ошибки;
если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);
если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Таким образом, представление Управления от 26.08.05 N 02-23-77 в части принятия Отделением мер к взысканию переплат со своих работников, выявленных ревизией, противоречит положениям статьи 137 ТК РФ.
Кассационной инстанцией отклоняется довод Управления о том, что направленное в адрес Отделения Пенсионного фонда представление не нарушает прав и законных интересов Отделения.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.04 N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" и постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.04 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" Министерство финансов Российской Федерации приказом от 11.07.05 N 89н утвердило Положение о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право:
проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:
- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов;
- направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
Таким образом, направленное в адрес Отделения Пенсионного фонда представление Управления подлежало обязательному рассмотрению, а содержащиеся в нем предписания, а именно: принять меры по устранению нарушений; принять меры к взысканию переплат, выявленных ревизией; потребовать от ЗАО "Сана" возмещения излишне оплаченных площадей в сумме 4 743 000 руб. - обязательному исполнению.
Поскольку содержащиеся в представлении предписания по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, являются незаконными, представление нарушает права и законные интересы Отделения Пенсионного фонда и обоснованно признано судебными инстанциями недействительным.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.06 по делу N А26-10137/2005-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Таким образом, представление Управления от 26.08.05 N 02-23-77 в части принятия Отделением мер к взысканию переплат со своих работников, выявленных ревизией, противоречит положениям статьи 137 ТК РФ.
...
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.04 N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" и постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.04 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" Министерство финансов Российской Федерации приказом от 11.07.05 N 89н утвердило Положение о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2006 г. N А26-10137/2005-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника