Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 октября 2006 г. N А05-4461/2006-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Подвального И.О.,
рассмотрев 31.10.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 28.07.06 по делу N А05-4461/2006-19 (судьи Лепеха А.П., Волков Н.А., Шашков А.Х.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Династия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) по отказу обществу в зачете 13 353 руб. 74 коп. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании инспекции зачесть указанную сумму страховых взносов в счет предстоящих платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением от 01.06.06 (судья Полуянова Н.М.) суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.06 решение суда от 01.06.06 отменено. Заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 28.07.06 и оставить в силе решение от 01.06.06. По мнению подателя жалобы, у инспекции отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что общество исчислило и уплатило взносы на обязательное пенсионное страхование, однако ошибочно указало коды бюджетной классификации. Выявив ошибку, общество повторно уплатило страховые взносы платежными поручениями от 15.04.05 N 74, 76, 77, 78 и 79 и от 18.04.05 N 75. В результате ошибки возникла переплата страховой и накопительной частей пенсии в сумме 13 353 руб. 74 коп. (справка инспекции от 01.06.06 N 16200 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 28.05.06).
В заявлении от 15.04.05 N 8 заявитель просит инспекцию возвратить 13 353 руб. 74 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечисленных по платежным поручениям от 18.01.05 N 2 и 3, от 14.02.05 N 38 и 39, от 15.03.05 N 54 и 55.
В письме от 20.07.05 N 10-15/29602 инспекция указала, что налоговые органы не уполномочены производить зачет и возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В заявлении от 01.08.05 N 14 заявитель просит инспекцию зачесть 13 353 руб. 74 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей.
В письме от 08.08.05 N 12-12/32757 инспекция отказала обществу в зачете по тем же основаниям.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы не подпадают под определение понятия "налог", которое дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ, действовавшей в период обращения общества в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов, и в редакции Федерального закона от 22.12.05 N 176-ФЗ, действовавшей в период принятия судом судебных актов по настоящему делу) и приложением 11.1 к этому Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
На основании приведенных норм права Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.04 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Согласно пункту 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Таким образом, именно инспекция является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поэтому она неправомерно отказала обществу в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Из анализа указанных норм права следует, что инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет 13 353 руб 74 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование излишне уплаченных обществом по платежным поручениям от 18.01.05 N 2 и 3, от 14.02.05 N 38 и 39, от 15.03.05 N 54 и 55 в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При таких обстоятельствах действия инспекции по отказу обществу в зачете 13 353 руб 74 коп излишне уплаченных (перечисленных на неправильный код бюджетной классификации) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются незаконными.
Суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции от 28.07.06 является правильным, а кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 28 07 06 по делу N А05-4461/2006-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2006 г. N А05-4461/2006-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника