Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 ноября 2006 г. N А52-890/2006/2
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Корпусовой О.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области Петровой Ж.С. (доверенность от 24.07.2006 N 03-02/7248), от открытого акционерного общества "Племенной завод "Вязье" Каганцовой В.Н. (доверенность от 27.10.2006 N 502),
рассмотрев 31.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.05.2006 по делу N А52-890/2006/2 (судья Героева Н.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Племенной завод "Вязье" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области (далее - инспекция): решения от 26.12.2005 N 09-52/2205 в части доначисления 240 528 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) и начисления 57 264 руб. 78 коп. пеней за несвоевременную уплату ЕСН; требования инспекции N 20603 об уплате налога по состоянию на 26.12.2005 в части уплаты 240 528 руб. недоимки по ЕСН, подлежащему внесению в федеральный бюджет, и 57 264 руб. 78 коп. пеней за несвоевременную уплату ЕСН; требования инспекции N 63074 об уплате 3 641 руб. 27 коп. пеней за несвоевременное перечисление ЕСН по состоянию на 21.02.2006.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконным требование инспекции N 64003 по состоянию на 13.03.2006 в части наложения уплаты 2 405 руб. 28 коп. пеней за несвоевременное внесение ЕСН.
В судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган признал требования общества в части начисления 6 452 руб. ЕСН и 5 316 руб. 04 коп. пеней по ЕСН согласно решению от 26.12.2005 N 09-52/2205 и требованию инспекции N 20603 по состоянию на 26.12.2005. а также признал необоснованными требования инспекции N 63074 по состоянию на 21.02.2006 и N 64003 по состоянию на 13.03.2006 в части уплаты пеней по ЕСН.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дедовичском районе Псковской области (далее - УПФР).
Решением суда от 24.05.2006 признаны недействительными решение инспекции от 26.12.2005 N 09-52/2205 в части начисления 240 528 руб. ЕСН и 57 264 руб. 78 коп. пеней; требование инспекции N 20603 об уплате налога по состоянию на 26.12.2005 в части взыскания 240 528 руб. ЕСН и 57 264 руб. 78 коп. пеней; требование инспекции N 63074 об уплате налога по состоянию на 21.02.2006 и требование инспекции N 64003 об уплате налога по состоянию на 13.03.2006.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение.
Представители УПФР, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку полноты исчисления и уплаты обществом ЕСН за период с 01.01.2003 по 30.09.2005, о чем составила акт от 21.11.2005 N 09-52/90.
В ходе проверки инспекция выявила ряд нарушений, в том числе занижение обществом ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, на 240 528 руб. Обществом применен налоговый вычет по ЕСН в сумме 480 897 руб., при этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачены не полностью, только в сумме 240 369 руб.
По результатам проверки инспекция вынесла решение от 26.12.2005 N 09-52/2205 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, в котором предложила обществу уплатить 240 528 руб. ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, и 62 002 руб. 49 коп. пеней по ЕСН.
В требованиях об уплате налога N 20603 по состоянию на 26.12.2005. N 63074 по состоянию на 21.02.2006 и N 64003 по состоянию на 13.03.2006 инспекция предложила обществу в сроки до 05.01.2006, 03.03.2006 и 23.03.2006 уплатить налоги и пени.
Общество оспорило в судебном порядке решение от 26.12.2005 N 09-52/2205 и требование инспекции N 20603 по состоянию на 26.12.2005 в части доначисления 240 528 руб. ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, и начисления 57 264 руб. 78 коп. пеней по ЕСН; требование N 63074 по состоянию на 21.02.2006 в части начисления 3 641 руб. 27 коп. пеней по ЕСН и требование N 64003 по состоянию на 13.03.2006 в части начисления 2 405 руб. 28 коп. пеней по ЕСН.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества, со ссылкой на определение Конституционного суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 457-О и статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В материалах дела имеются платежные поручения, согласно которым общество уплатило в 2003 году 240 396 руб. 05 коп. страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 2003 год (том дела 1, листы 63-68. 70-76), а в 2004 году - 326 407 руб. страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 2004 год (том дела 1, листы 77-90, 91-97).
Кроме того, в деле имеются ведомости уплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) на 31.12.2003 и на (том дела 2, листы 1-2), протоколы к ведомостям уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 06.02.2004 N 246 и от N 152 (том дела 1, листы 33-34), согласованные с УПФР. В соответствии с указанными документами задолженность заявителя по страховым взносам на страховую и накопительную части трудовой пенсии на конец 2003 года составляла 234 076 руб., а на конец 2004 года эта задолженность отсутствовала.
Таким образом, общество зачислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2004 год в счет задолженности по страховым взносам за 2003 год.
Однако, по мнению подателя жалобы, поскольку в нарушение статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик не представил в инспекцию заявление о зачете ошибочно уплаченных за 2004 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет уплаты страховых взносов за 2003 год, поэтому страховые взносы за 2003 год считаются не уплаченными.
Данный вывод налогового органа является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, - в составе ЕСН.
Статьей 24 Закона N 167-ФЗ определен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе и авансовых платежей. При этом в пункте 2 статьи 24 этого Закона указано, что разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы поступлений в бюджет.
В статье 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115 "О бюджетном классификации Российской Федерации" дано определение понятия "администратор поступлений в бюджеты Российской Федерации", Администраторами признаются федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Между тем из Закона N 167-ФЗ следует, что функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разделены между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
В пункте 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ указано, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке. определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В то же время взыскание недоимки по страховым взносам и пеней возложено на органы Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В силу статей 3 и 16 Закона N 167-ФЗ средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 статьи 78 главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) указано, что правила, предусмотренные статьей 78 НК РФ, применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом законодательством установлено, что органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 "Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм" Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Таким образом, в законодательстве имеется пробел, который восполняется положениями Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством этим администраторам документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно Перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, кроме случаев, когда невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, является ошибочным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 4240/06).
В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Псковской области от 04.05.2005 по делу N А52-405/2005/2 и от 15.09.2005 по делу N А52-4270/2005/2 (том дела 1, листы 31- 32, 104) удовлетворены заявления УПФР о взыскании с общества взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 год, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, и пеней за их несвоевременное внесение.
Таким образом, несмотря на указание в платежных поручениях налогоплательщика, что суммы страховых взносов за 2004 год им уплачены, суды признали по указанным делам правомерной позицию УПФР о необходимости зачета их в счет недоимки по страховым взносам за 2003 год, а не в счет уплаты текущих платежей за 2004 год, то есть имеются вступившие в законную силу судебные акты, которыми установлены права и обязанности общества по уплате страховых взносов за 2003-2004 годы.
Учитывая изложенное и принимая во внимание характер и природу спорной суммы страховых взносов, вид платежей, а также зачисление их в полном объеме на счета Пенсионного фонда Российской Федерации, кассационная инстанция считает, факт заяета УПФР на момент вынесения инспекцией решения спорной суммы взносов в счет недоимки за 2004 год является основанием для удовлетворения заявления Общества о признании доначисления ЕСН незаконным.
Вместе с тем материалами дела подтверждается просрочка уплаты заявителем страховых взносов за период с 16.04.2004 по 23.10.2004, в связи с чем на дату вынесения налоговым органом решения обществу обоснованно доначислено 4 737 руб. 71 коп. пеней. Факт добровольной уплаты налогоплательщиком данной суммы платежным поручением от 23.06.2006 N 338 не может служить основанием для оставления решения арбитражного суда в данной части в силе, а следовательно требования подателя жалобы в этой части подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.05.2006 по делу N А52-890/2006/2 отменить в части удовлетворения заявления открытого акционерного общества "Племенной завод "Вязье" о признании недействительными требования N 20603 о добровольной уплате налогов и пеней по состоянию на 26.12.2005 и решения от 26.12.2005 N 09-52/2205 Межрайонном инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Псковской области в части доначисления и предложения уплатить 4 737 руб. 71 коп. пеней по единому социальному налогу.
В удовлетворении этой части заявления открытому акционерному обществу "Племенной завод "Вязье" отказать.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2006 г. N А52-890/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника