Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 ноября 2006 г. N А13-377/2006-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В.,
рассмотрев 08.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение от 14.06.2006 (судья Митрофанов О.В.) и постановление апелляционной инстанции от 09.08.2006 (судьи Романова А.В., Ваулина Т.Н., Осокина Н.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-377/2006-13,
установил:
Открытое акционерное общество "Череповецкая ГРЭС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент) и Управлению финансов администрации Кадуйского муниципального района (далее - Управление) о взыскании (с учетом уточнения требований) 1 991 481 руб. 97 коп. расходов, возникших в 2005 году в связи со снижением гражданам платы за тепловую энергию на размер предоставленных субсидий.
Решением от 14.06.2006 с Департамента за счет средств казны Вологодской области в пользу Общества взыскано 1 991 481 руб. 97 коп. расходов. В иске к Управлению отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2006 решение от 14.06.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение и постановление и прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, финансирование субсидий гражданам, проживающим на территории Кадуйского района Вологодской области, должно производиться за счет средств бюджета Кадуйского муниципального района.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция полагает, что они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, Общество в 2005 году при взимании платы за тепловую энергию с граждан, проживающих на территории Кадуйского муниципального района Вологодской области, предоставляло субсидии исходя из доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10 %, в связи с чем недополучило 1 991 481 руб. 97 коп. платы за тепловую энергию.
Факт предоставления субсидий и их размер подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 41 Положения до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.
Положением, а также статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением субсидий.
Так, согласно данным нормативным актам, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на указанные цели из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 159 ЖК РФ орган местного самоуправления вправе применять при расчете субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в названной части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
Пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 25.10.2004 N 984 "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Постановление N 984) установлено, что при определении размеров финансовой помощи, оказываемой муниципальным бюджетам из областного бюджета, расходы на содержание, ремонт жилья и предоставление коммунальных услуг рассчитываются исходя из региональных стандартов, предусмотренных пунктом 1 названного постановления, и регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 %.
Постановлением Правительства Вологодской области от 15.02.2005 N 161 (далее - Постановление N 161) в пункт 2 Постановление N 984 внесены изменения, цифра "22" заменена цифрой "10".
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Вологодской области от 24.02.2005 N 195 "О дополнительной социальной защите населения" Постановление N 161 признано утратившим силу. В этом же постановлении органам местного самоуправления предложено принять решения о снижении максимально допустимой доли собственных расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 10 %.
Решением муниципального собрания Кадуйского муниципального района от 24.02.2005 N 24 с 01.01.2005 утвержден размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10 %.
Анализ указанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что Вологодской областью гарантируется оказание финансовой помощи муниципальным бюджетам из расчета регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в размере 22 %.
Дополнительные расходы в связи со снижением органом местного самоуправления максимально допустимой доли собственных расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг должны финансироваться за счет средств местного бюджета.
Поскольку судами исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Вологодской области, судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, принять законное и обоснованное решение. Кроме того, суду надлежит решить вопрос о привлечении к участию в деле надлежащих ответчиков с учетом разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 14.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 09.08.2006 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-377/2006-13 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Т.В. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2006 г. N А13-377/2006-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника