Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 октября 2006 г. N А56-41574/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Матлиной Е.О., Нефедовой О.Ю., при участии от ЗАО "ЛСК" Пушкина А.С. (доверенность от 20.03.2006 N 66/01), от ОАО "РЖД" Коротя В.Н. (доверенность от 18.04.2006),
рассмотрев 25.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ленстройкомплектация" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2006 по делу N А56-41574/2005 (судьи Серикова И.А., Желтянников В.И., Барканова Я.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Ленстройкомплектация" (далее - ЗАО "ЛСК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 25 862 руб. пеней за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 23 727 руб. пеней.
Решением от 28.02.2006 (судья Хайруллина Х.Х.) иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2006 решение отменено. С ОАО "РЖД" в пользу ЗАО "ЛСК" взыскано 1879 руб. 11 коп. пеней, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "ЛСК" просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционной инстанции о применении к спорным отношениям сторон подпункта 5.8 пункта 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков).
По мнению ЗАО "ЛСК", подпункт 5.8 пункта 5 Правил исчисления сроков применяется только в том случае, когда перевозка осуществляется мелкими отправками и в контейнерах для их накопления и сортировки на сортировочных платформах, в то время спорные отправки являются групповыми повагонными.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ЗАО "ЛСК" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "РЖД" с ними не согласился.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в сентябре-октябре 2004 года ОАО "РЖД" допустило просрочку доставки до станции Каменногорск не принадлежащих перевозчику порожних вагонов в адрес грузополучателя ЗАО "ЛСК". Данная просрочка послужила основанием для обращения ЗАО "ЛСК" в арбитражный суд с иском о взыскании пеней на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "частью 29 УЖТ РФ" следует читать "частью первой статьи 29 УЖТ РФ"
В соответствии с названной нормой права за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Статьей 33 УЖТ РФ установлено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление таких сроков осуществляется в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27.
ОАО "РЖД" не оспаривая факт просрочки доставки порожних вагонов в адрес ЗАО "ЛСК", в то же время не согласилось с порядком исчисления просрочки и считает, что истцом не принят во внимание подпункт 5.8 пункта 5 названных Правил.
В силу подпункта 5.8 пункта 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 2 суток - при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.
Разногласия сторон касаются толкования данной нормы права.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении иска в полном объеме, исходил из того, что данный пункт не применим к отношениям сторон, поскольку касается перевозки грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, в то время как ответчик допустил просрочку доставки порожних вагонов.
Апелляционная инстанция не согласилась с таким толкованием подпункта 5.8 пункта 5 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и исходя из грамматического толкования пришла к выводу о том, что срок доставки увеличивается на 2 суток при перевозке любых грузов, перевозимых на расстояние до 1000 км, а на 3 суток увеличивается срок при перевозке свыше 1000 км грузом, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.
Данный вывод апелляционной инстанции является правильным. Довод ЗАО "ЛСК" о том, что грамматическое толкование данной нормы права приведет к тому, что грузы, перевозимые на расстояние до 1000 км, будут следовать в пути дольше, чем грузы, перевозимые мелкими отправками и в контейнерах, на расстояние свыше 1000 км, не может быть принят во внимание, поскольку основания увеличения сроков доставки грузов являются различными. В данном случае увеличение сроков доставки грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах по сравнению с другими грузами обусловлено тем, что груз, перевозимый мелкими отправками и контейнерах на расстояние свыше 1000 км необходимо накопить и сортировать на сортировочных платформах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно согласился с расчетом пени, представленным ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2006 по делу N А56-41574/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ленстройкомплектация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 октября 2006 г. N А56-41574/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника