Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2006 г. N А56-41263/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Блиновой Л.В., Мунтян Л.Б.,
при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Трансрейд" Комеренко Т.В. (доверенность от 10.07.2006), Малахова Д.В. (доверенность от 05.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Степовского А.И. (доверенность от 25.09.2006 N 03-16/12543), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу Бобковой И.И. (доверенность от 03.04.2006 N 03-01-01/07260),
рассмотрев 26.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2006 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2006 (судьи Масенкова И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А56-41263/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансрейд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 8) от 16.06.2006 N 18/13165 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 13) возместить Обществу из бюджета 74 518 руб. налога на добавленную стоимость путем перечисления денежных средств на его расчетный счет.
Решением суда от 14.03.2006 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 13, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить названные решение и постановление и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество необоснованно изменило в уточенной декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2004 года сумму налога, подлежащую возмещению из бюджета, на основании справки-расчета. Инспекция N 13 указывает, что справка-расчет не является в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основанием для предъявления налоговых вычетов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Инспекций N 13 и N 8 поддержали доводы кассационной жалобы, а представители общества - возражения на них.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 20.04.2004 представило в Инспекцию N 8 декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2004 года, согласно которой заявило к возмещению из бюджета 92 742 руб. налога. По результатам камеральной проверки указанной декларации Инспекцией N 8 принято решение от 28.10.2004 N 12/216861 об отказе Обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость. Данное решение налогового органа признано недействительным решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при рассмотрении дела N А56-42542/2004. Инспекция N 8 возвратила на расчетный счет Общества 92 742 руб. налога на добавленную стоимость платежным поручением от 26.04.2005 N 218.
В дальнейшем Общество 18.03.2005 представило в Инспекцию N 8 уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2004 года, согласно которой к возмещению из бюджета подлежало 167 260 руб. данного налога. Налоговый орган провел камеральную проверку этой уточенной декларации и вынес решение от 16.06.2005 N 18/13165 об отказе заявителю в возмещении 167 260 руб. налога на добавленную стоимость.
В обоснование принятого решения Инспекция N 8 сослалась на то, что основанием для изменения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленную к вычету в декларации за март 2004 года, послужила справка-расчет суммы налога по подтвержденному и неподтвержденному экспорту за отчетный период. Налоговый орган указал, что в нормативных правовых актах не отражен порядок расчета суммы налога на добавленную стоимость по подтвержденному и неподтвержденному экспорту, а справка-расчет не может являться основанием для предъявления налоговых вычетов в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ. Следовательно, по мнению Инспекции N 8, представление справки-расчета для обоснования размера налога, подлежащего возмещению, необоснованно.
Общество не согласилось с решением Инспекции N 8 от 16.06.2005 N 18/13165 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что справки-расчеты, составленные Обществом по итогам соответствующих налоговых периодов, являются первичными документами налогового учета, отражающие ведение налогоплательщиком раздельного учета для целей налогообложения. Произведенный Обществом в спорный налоговый период расчет долей налога на добавленную стоимость, приходящейся на подтвержденный и не подтвержденный экспорт, не противоречит его учетной политике.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Общество выполняло стивидорные работы (погрузо-разгрузочные операции на судне, перевалку нефтепродуктов на морские суда иностранных государств), которые в силу абзаца 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов. Данное обстоятельство налоговым органом не опровергается.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги).
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, и порядок реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на суммы налога (вычеты), предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов.
Таким образом, по приобретенным товарам (работам, услугам) налог на добавленную стоимость принимается к вычету при соблюдении четырех условий: товары (работы, услуги) приняты на учет; налог на добавленную стоимость по ним уплачен; имеется счет-фактура, выставленный поставщиком товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для использования в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
По товарам (работам, услугам), используемым в рамках экспортных операций, предусмотрено еще одно условие в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ - представление в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0 процентов, а также документов, подтверждающих правомерность применения ставки налога 0 процентов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Как установлено судебными инстанциями, пакет документов, подтверждающих правомерность предъявления к возмещению налога на добавленную стоимость в уточенной декларации за март 2004 года, идентичен представленному ранее вместе с первоначальной декларацией по налогу за этот же период.
Пунктом 1 статьи 153 НК РФ установлено, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
В силу пункта 6 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщику вменено в обязанность вести учет таким образом, чтобы иметь возможность определить налоговую базу по операциям, облагаемым по различным ставкам. На необходимость ведения раздельного учета сумм "входного" налога указано в пункте 3 статьи 172 НК РФ, предусматривающем особый порядок налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций.
Правила раздельного учета сумм "входного" налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом Российской Федерации не определены.
Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения учета "входного" налога на добавленную стоимость и закрепить ее в приказе об учетной политике.
Судебные инстанции установили, что Общество приказом об учетной политике определило порядок определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету при осуществлении операций, облагаемых налогом по различным ставкам. Так, согласно пункту 3.1.4.2. приказа об учетной политике налог на добавленную стоимость, уплаченный по товарам (работам, услугам), приходящийся на экспорт, с учетом налога на добавленную стоимость по неподтвержденному экспорту за предыдущий период, пересчитывается на удельный вес подтвержденного экспорта за отчетный период в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) на экспорт. Доля подтвержденного экспорта определяется за отчетный месяц. В этом случае налог на добавленную стоимость, приходящийся на подтвержденный экспорт, определяется за месяц с учетом остатка на начало месяца.
В деле имеется справка-расчет суммы налога на добавленную стоимость по подтвержденному и неподтвержденному экспорту, представленная Обществом в Инспекцию N 8 вместе с уточненной декларацией за март 2004 года.
Расчет долей налога на добавленную стоимость, приходящихся на экспорт и на внутренний рынок Российской Федерации, произведен заявителем за спорный налоговый период в соответствии с принятой им учетной политикой и порядок расчета не противоречит нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество 29.06.2005 подало заявление в Инспекцию N 8 о возврате 74 518 руб. налога на добавленную стоимость за март 2004 года (том дела 1, лист 48). Как отметили судебные инстанции в обжалуемых судебных актах, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей возврату по заявлению от 29.06.2005, учел ранее произведенный возврат налога в сумме 92 742 руб. за этот же налоговый период.
Таким образом, следует признать, что Общество правомерно в соответствии с положениями статей 165, 171, 172 и 176 НК РФ применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость и предъявило сумму налога к возмещению, отразив указанные суммы в уточенной декларации за март 2004 года.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2006 по делу N А56-41263/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 ноября 2006 г. N А56-41263/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника