Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 ноября 2006 г. N А52-1656/2006/2
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2006.
Полный текст постановления изготовлен 07.11.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корабухиной Л.И., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Флагман" Фомичевой Э.В. (доверенность от 02.06.2006 N 2) и Михалевской Н.П. (доверенность от 02.06.2006 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Псковской области Кузменковой Т.В. (доверенность от 19.04.2006 N 00/4822),
рассмотрев 01.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.07.2006 по делу N А52-1656/2006/2 (судья Разливанова Т.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Псковской области (далее - инспекция) от 15.05.2006 N 07-25/3/524дсп.
Решением суда от 06.07.2006 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 06.07.2006, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению инспекции, общество неправомерно заявило 662 412 руб. налоговых вычетов по декларации за февраль 2006 года, поскольку документы, подтверждающие уплату налога, оформлены в марте 2006 года.
В отзыве на жалобу общество возражает против доводов инспекции и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по делу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество в январе 2006 года ввезло на территорию Российской Федерации товары с территории Республики Беларусь.
Общество 20.03.2006 представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2006 года, где предъявило к вычету 662 412 руб. налога по товарам, вывезенным с территории Республики Беларусь.
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации, по итогам которой вынесено решение от 15.05.2006 N 07-25/3/524дсп о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением налогоплательщику доначислено 662 412 руб. НДС, начислено 14 838 руб. пеней. Кроме того, он привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 132 482 руб. штрафа.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод инспекции о том, что право на налоговый вычет, уплаченный в бюджет в феврале 2006 года со стоимости импортированного в январе 2006 года из Белоруссии на территорию Российской Федерации товара, возникло у налогоплательщика в марте 2006 года. В силу данного обстоятельства заявление обществом 662 412 руб. налоговых вычетов в декларации за февраль 2006 года неправомерно.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, исходил из того, что заявитель представил в инспекцию все предусмотренные действующим законодательством документы, свидетельствующие о постановке на учет товара, ввезенного в режиме импорта в Российскую Федерацию из Белоруссии, и уплате суммы налога в феврале 2006 года, а следовательно, правомерно применил вычеты по НДС по налоговой декларации за февраль 2006 года.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены или изменения принятого по делу решения.
С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение).
Согласно пункту 8 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), которое является неотъемлемой частью Соглашения, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС и порядок реализации этого права установлены статьями 171 -173 НК РФ.
Согласно названным нормам налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам в силу пункта 2 этой статьи подлежат и суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. При этом вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно же пункту 2 статьи 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.
По смыслу названных норм право налогоплательщика на вычет и возмещение из бюджета НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, обусловлено фактами уплаты им сумм налога, начисленных таможенными органами в составе таможенных платежей, и оприходования товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации в соответствующих таможенных режимах, а правовое значение такого возмещения - компенсация реальных затрат налогоплательщика по уплате установленного законом налога.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.
Налогоплательщики на основании пункта 6 раздела 1 Положения одновременно с представлением налоговой декларации по косвенным налогам представляют в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, и уплату косвенных налогов, к которым относятся:
- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога;
- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
- договор (его копия), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;
- налогоплательщики Республики Беларусь - счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа РФ; налогоплательщики РФ - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара.
Таким образом, налогоплательщик обязан вместе с декларацией и комплектом указанных документов подать в налоговый орган и заявление о ввозе товаров.
Факты оприходования ввезенного с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товара и уплаты в бюджет налога именно в феврале 2006 года установлены судом, подтверждаются материалами дела и не оспариваются налоговым органом. Следовательно, обществом соблюдены те условия, с которыми законодательство о налогах и сборах Российской Федерации связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС в связи с импортом товаров. Поскольку ничего иного в данном случае (ввоз товара с территории Республики Беларусь) законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит, то суд правильно сослался на обоснованность применения налогоплательщиком вычетов в спорном налоговом периоде в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационной инстанцией не принимается довод инспекции о том, что право на вычеты возникает у налогоплательщика только в марте 2006 года (на заявлении о ввозе товаров в феврале 2006 года стоит отметка инспекции от 07.03.2006) после подтверждения факта уплаты налога в бюджет по месту постановки на учет налогоплательщика - проставления отметки налоговым органом на заявлении о ввозе товаров.
Ни Соглашение, ни Положение как неотъемлемая его часть, ни глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат такого требования.
Согласно пункту 6 раздела 1 Положения заявление о ввозе товара является неотъемлемой частью пакета документов, который подается налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией. При этом указанные выше нормативные акты не связывают право налогоплательщика на заявленные налоговые вычеты с отметкой, проставляемой на этом документе в особом порядке. Проверка содержащихся в заявлении на ввоз товаров сведений согласно нормативным документам осуществляется наряду с иными документами, представленными налогоплательщиком вместе с декларацией.
Министерство финансов России приказом от 20.01.2005 N Зн утвердило порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Порядок) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Согласно Порядку проставление на заявлениях отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), производится налоговым органом при соответствии сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в соответствующей налоговой декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 6 раздела 1 Положения, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в пункте 2 Порядка. Данный приказ является обязательным для налоговых органов в процессе осуществления камеральных проверок представленных налогоплательщиком таких деклараций. Однако из этих норм не следует, что проверка налоговым органом указанного заявления является самостоятельным этапом осуществления проверки декларации, после проставления на котором в 10-дневный срок отметки инспекции возможно только проведение предусмотренных законом мероприятий налогового контроля и возникновение у налогоплательщика права заявить налоговые вычеты. Кроме того, приказ федерального органа исполнительной власти не может изменить установленный законодательством о налогах и сборах Российской Федерации порядок заявления налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС, обязательность применения которого при ввозе товаров из Белоруссии на территорию Российской Федерации подтвержден Соглашением. Данный документ фактически является дополнительным документом налогового контроля, поскольку в данном случае подлежащий уплате в бюджет НДС налогоплательщик перечисляет не таможенному, а налоговому органу по месту учета.
Таким образом, представление заявления о ввозе товаров налогоплательщиком в налоговый орган и проставление инспекцией на нем соответствующих отметок не влечет изменения порядка применения налоговых вычетов, установленных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, подлежащего применению в силу пункта 8 Положения.
Следовательно, вывод налогового органа об ином порядке предъявления налоговых вычетов в отношении ввезенных с территории Белоруссии товаров, основанный на неправильном толковании письма Федеральной налоговой службы, является неправомерным. Установленный законодательством о налогах и сборах Российской Федерации порядок применения налоговых вычетов по НДС в отношении ввезенных с территории Республики Беларусь товаров, подлежащий применению согласно пункту 8 Положения к международному Соглашению, не может быть изменен письмом Федеральной налоговой службы. Следовательно, приведенная в жалобе позиция налогового органа не соответствует как положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, так и Соглашению.
На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции, которым удовлетворено заявление о признании недействительным оспариваемого решения инспекции, является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.07.2006 по делу N А52-1656/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 ноября 2006 г. N А52-1656/2006/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника