Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 ноября 2006 г. N А56-51736/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "УНИПЛАНТ" Тюшина В.А. (доверенность от 03.08.2006 N 18),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Черникова С.М. (доверенность от 14.02.2006 N 17/4414),
рассмотрев 09.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2006 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2006 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-51736/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УНИПЛАНТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 15.09.2005 N 548/07 в части отказа Обществу в возмещении 889 842 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и об обязании Инспекции принять решение о возврате ему из бюджета указанной суммы налога.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Санкт-Петербурга на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу.
Решением от 24.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.07.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что налогоплательщик не подтвердил документально обоснованность применения им ставки НДС 0% при реализации товара на экспорт и, кроме того, злоупотребляет правом на возмещение налога из бюджета. При этом налоговый орган указывает на малую штатную численность Общества (3 сотрудника), минимальный размер уставного капитала (10 000 руб.), отсутствие у него основных средств и ликвидного имущества, низкую рентабельность деятельности, отсутствие организации по адресу государственной регистрации, непредставление для проверки доказательств реального движения товара и неподтверждение получения заявителем экспортной выручки. Инспекция также ссылается на то, что руководитель Общества не располагает сведениями о деятельности Общества.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в связи с реализацией товара на экспорт Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за май 2005 года и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По итогам камеральной проверки документов налогоплательщика Инспекция приняла решение от 15.09.2005 N 548/07, которым подтвердила обоснованность применения Обществом ставки НДС 0% при реализации товара на экспорт и отказала ему в возмещении 889 842 руб. налога.
В обоснование отказа Инспекция сослалась на непредставление налогоплательщиком документов, подтверждающих перевозку товара от российского поставщика - ООО "ПБМ" до склада, находящегося по адресу, приведенному в международных автотранспортных накладных. Кроме того, налоговый орган указал на недостоверность сведений о местонахождении грузополучателя, содержащихся в выставленных поставщиком счетах-фактурах, а также на низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности Общества и его малую численность.
Налогоплательщик оспорил в судебном порядке решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС.
Суды удовлетворили заявление, установив правомерность предъявления Обществом к возмещению за май 2005 года 889 842 руб. налога и отклонив доводы Инспекции о недобросовестности налогоплательщика.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение сумм НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 названной нормы суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Как видно из оспариваемого решения налогового органа, вместе с декларацией по НДС по ставке 0% за май 2005 года Общество представило для проверки все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, и Инспекция признала обоснованным применение налогоплательщиком ставки НДС 0% при реализации товара на экспорт. Таким образом, ссылки подателя жалобы на то, что экспортер не подтвердил получение им выручки от иностранного покупателя и правомерность применения им налоговой ставки 0%, противоречат выводам, содержащимся в оспариваемом решении Инспекции, и подлежат отклонению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договоры, платежные поручения, счета-фактуры, товарные накладные и акты приема-передачи товара, суды сделали обоснованный вывод о том, что Общество уплатило поставщикам НДС в сумме, соответствующей предъявленной к вычету, приняло приобретенный товар на учет и реализовало его на экспорт.
Податель жалобы указывает на отсутствие Общества по адресу его государственной регистрации, а также на неосведомленность его руководителя о деятельности организации. Однако эти факты не были установлены в ходе камеральной проверки декларации заявителя по НДС по налоговой ставке 0% за май 2005 года и не положены в основу оспариваемого решения Инспекции, а объяснения руководителя Общества от 21.09.2005 и письмо органов внутренних дел от 02.11.2005, на которые ссылается налоговый орган, получены за рамками камеральной проверки.
В обжалуемых судебных актах дана правильная оценка всем доводам Инспекции о недобросовестности налогоплательщика, повторно приведенным в кассационной жалобе. В отсутствие доказательств совершения Обществом и его контрагентами согласованных умышленных действий, направленных на незаконное изъятие из бюджета сумм НДС при осуществлении сделок, приведенные налоговым органом ссылки на малую численность Общества и низкую рентабельность его деятельности, не могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Инспекция не обращалась в арбитражный суд и с заявлением о фальсификации представленных заявителем документов в порядке статьи 161 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные Инспекцией в жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2006 по делу N А56-51736/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2006 г. N А56-51736/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника