Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2006 г. N А56-6309/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Ломакина С.А. Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СОКОЛОВ" Мелешко А.В. (доверенность от 14.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Конакиной А.И. (доверенность от 09.10.2006 N 20-05/27108),
рассмотрев 09.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2006 по делу N А56-6309/2006 (судья Пасько О.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОКОЛОВ" (далее - ООО "СОКОЛОВ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу; далее - инспекция): решения от 31.10.2005 N 06/311 и требования об уплате налога от 07.11.2005 N 40501 и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на его расчетный счет 464 733 руб. налога на добавленную стоимость и 12 827 руб. пеней с начислением процентов в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 13.07.2006 решение от 31.10.2005 N 06/311 и требование об уплате налога от 07.11.2005 N 40501 признаны недействительными. На налоговый орган возложена обязанность возвратить на расчетный счет общества взысканные суммы налога на добавленную стоимость и пеней. В удовлетворении в остальной части заявленных требований ООО "СОКОЛОВ" отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. Инспекция считает, что общество документально не подтвердило правомерность исчисления налога на добавленную стоимость за июль 2005 года и применение налоговых вычетов, так как по требованию налогового органа не представило первичные документы.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "СОКОЛОВ" просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 года.
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 13.10.2005 и принял решение от 31.10.2005 N 06/311, в котором доначислил ООО "СОКОЛОВ" налог на добавленную стоимость, начислил пени, привлек общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и уменьшил суммы налога, исчисленные обществом к возмещению (уменьшению).
Основанием для принятия такого решения послужил вывод инспекции о том, что общество документально не подтвердило реализацию товаров на территории Российской Федерации, правомерность применения налоговых вычетов и уплату налога на добавленную стоимость. При этом налоговый орган сослался на то, что заказным письмом по юридическому адресу ООО "СОКОЛОВ" (Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д.50, помещения 48 и 49) было направлено требование от 05.09.2005 N 06-06/18138 о представлении документов. Однако письмо вернулось с отметкой почты "выбыл по адресу". В ходе осмотра указанных помещений установлено отсутствие общества по указанному адресу.
На основании решения от 31.10.2005 N 06/311 инспекция направила обществу требование от 07.11.2005 N 40501, в котором указала срок уплаты сумм доначисленного налога на добавленную стоимость, пеней и налога. В связи с неисполнением обществом требования в добровольном порядке, указанные в нем суммы были списаны инспекцией с расчетного счета общества на основании инкассового поручения от 06.12.2005.
Посчитав решение и требование налогового органа, а также действия по списанию денежных средств неправомерными, ООО "СОКОЛОВ" обратилось в арбитражный суд.
Суд частично удовлетворил требования общества, сославшись на то, что инспекция не представила доказательств направления ООО "СОКОЛОВ" требования о представлении документов. При этом суд указал на отсутствие оснований для начисления процентов, предусмотренных статьей 79 НК РФ, на излишне взысканные с общества суммы налога и пеней.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из пункта 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, основным условием для применения налоговых вычетов является наличие у налогоплательщика документов, поименованных в пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Данная норма не предусматривает безусловной обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией документы, подтверждающие его право на применение таких вычетов.
Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (абзац четвертый статьи 88 НК РФ).
Из решения налогового органа усматривается, что он направлял обществу требование о представлении документов, подтверждающих право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость по адресу, указанному в учредительных документах общества, однако требование возвращено почтой без вручения.
Таким образом, инспекция, фактически не выявив в ходе камеральной проверки отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение им налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, либо несоответствие их нормам Налогового кодекса Российской Федерации, приняла решение о доначислении налога, пеней и привлечении общества к налоговой ответственности.
Общество, обращаясь в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа, отказавшего в применении права на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам при расчетах за товары (работы, услуги), не представило в суд первичные документы, подтверждающие это право, а суд, признавая такое решение недействительным, не истребовал такие документы и не оценил их.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-О, независимо от того, были ли документы, являющиеся основанием получения налогового вычета истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и представлении налогового вычета, налогоплательщик вправе представить, а суд обязан исследовать соответствующие документы.
Таким образом, суд принял решение не основанное на материалах дела, в связи с чем не представляется возможным проверить, насколько основания для принятия оспариваемого решения инспекции и выводы суда о его несостоятельности соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таком положении кассационная инстанция считает, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрении в первую инстанцию.
При новом рассмотрении суду следует предложить обществу представить документы, подтверждающие его право на налоговые вычеты, установив их отсутствие или наличие у налогоплательщика, исследовать доказательства в совокупности и дать им правовую оценку, и с учетом установленных фактических обстоятельств дела рассмотреть спор. При новом рассмотрении следует также проверить соблюдение налоговым органом при принятии решения о привлечении общества к налоговой ответственности процедуры, предусмотренной статьи 101 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2006 по делу N А56-6309/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г. N А56-6309/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника