Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2006 г. N А05-3073/2006-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Блиновой Л.В., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 03.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 26.04.20056 (судья Меньшикова И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Бекарова Е.И., Бушева Н.М.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3073/2006-9, установил:
Представительство иностранной организации "Ляй АГ Бауменеджмент" (далее - Представительство организации) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 12.01.2006 N 10-14/60.
Инспекция подала в Арбитражный суд Архангельской области встречное заявление о взыскании с отделения Представительства организации "Стройплощадка N 21" штрафа на основании решения налогового органа от 12.01.2006 N 10-14/60.
Решением суда от 26.04.2006 заявление Представительства организации удовлетворено. В удовлетворении встречного заявления Инспекции отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2006 решение от 26.04.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
По мнению подателя жалобы, представленные отделением Представительства организации "Стройплощадка N 21" счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету, поскольку составлены с нарушением требований пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция считает, что отделение Представительства организации "Стройплощадка N 21" является самостоятельным налогоплательщиком и в силу статьи 19 и 143 НК РФ уплачивает налоги и сборы. Поскольку в спорных счетах-фактурах указан адрес и идентификационный номер налогоплательщика не отделения иностранной организации, а Фирмы, они не отвечают требованиям статьи 169 НК РФ.
В отзыве на жалобу Представительство организации просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители Инспекции и Представительство организации, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведение камеральная налоговая проверка отделения Представительства организации "Стройплощадка N 21" по результатам которой принято решение от 12.01.2006 N 10-14/60дсп о привлечении отделения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1 524 763 руб. 95 коп. штрафа, доначислении 7 623 819 руб. 73 коп. налога на добавленную стоимость и начислении 669 625 руб. 50 коп. пеней за несвоевременную уплату налога.
В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что в нарушение требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах отсутствуют наименование, адрес и идентификационные номера покупателя. Налоговый орган полагает, что отделение Представительства организации "Стройплощадка N 21" является "самостоятельной организацией" и должно уплачивать налоги и сборы. Поскольку в счетах-фактурах указаны реквизиты Представительства организации, отделение "Стройплощадка N 21" необоснованно предъявило суммы налога на добавленную стоимость к вычету.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление Организации, исходил из того, что спорные счета-фактуры составлены с соблюдением требований статьи 169 НК РФ, в связи с чем отделение Представительства организации правомерно предъявило сумму налога к вычету.
Суд кассационной инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 144 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Согласно пункту 2 статьи 174 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Из приведенных норм следует, что налогоплательщиком является представительство иностранной организации, а не его обособленное подразделение ("Стройплощадка N 21"), которое уплачивает налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом из мест нахождения своих обособленных подразделений в России. Представительство исчисляет суммы налога на добавленную стоимость, в том числе заявляет налоговые вычеты, а также представляет налоговые декларации и уплачивает в бюджет налог по операциям реализации товаров (работ, услуг) своего обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Суд первой и апелляционной инстанций установил и материалами дела подтверждается, что в представленных в налоговый орган счетах-фактурах указаны реквизиты налогоплательщика - Представительства организации. Учитывая данные обстоятельства, судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что указанные счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.
В данном случае заявитель, являясь плательщиком налога на добавленную стоимость и состоящий на учете по месту нахождения своего обособленного подразделения, выполнил все предусмотренные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации условия для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления подразделению Представительства "Стройплощадка N 21" налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих пеней и налоговых санкций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 26.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-3073/2006-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2006 г. N А05-3073/2006-9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника