Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 ноября 2006 г. N А05-7102/2006-31
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л. И., Малышевой Н. Н.,
рассмотрев 07.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2006 по делу N А05-7102/2006-31 (судья Звездина Л.В.),
установил:
Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Уемский керамический комбинат" (далее - Общество) 3 477 руб. 40 коп. штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 30.06.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы считает, что взыскание штрафных санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, производится в судебном порядке вне рамок дела о банкротстве, поскольку указанная санкция не относится ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителя в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.04.2004 по делу N А05-6709/03-6 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 16.05.2006 срок конкурсного производства в отношении Общества продлен на три месяца.
Обществом 27.02.2006 заявителю представлены сведения для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 год. По результатам проверки Фондом составлен акт от 19.04.2006 N 27 и вынесено решение от 12.05.2006 N 27 о привлечении Общества к ответственности за предоставление недостоверных сведений на работников за 2005 год в виде взыскания 3 477 руб. 40 коп. штрафа.
Требованием от 12.05.2005 N 27 Фонд предложил Обществу уплатить штраф в добровольном порядке.
Поскольку данное требование оставлено Обществом без исполнения, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд отказал в удовлетворении заявления Фонда, ссылаясь на пункт 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которым с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ на страхователей возложена публичная обязанность представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице указанные в названном пункте сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из приведенных норм права следует, что штрафная санкция, установленная за ненадлежащее исполнение обязанности страхователя по представлению сведений о застрахованных лицах, не является следствием неисполнения денежных обязательств, не относится к санкциям по задолженности Общества, поэтому пункт 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в данном случае применен судом неправильно.
Такой вывод соответствует позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 постановления от 22.06.06 N 25, в соответствии с которой при применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (в частности абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.
Таким образом, названные правила подлежат применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт 11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанные положения Закона о банкротстве не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о.взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций.
При рассмотрении спора суд первой инстанции не исследовал вопросы наличия или отсутствия в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, соблюдения Фондом срока давности взыскания санкции, а также наличия смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.
В силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе давать оценку фактическим обстоятельствам, которые должны быть установлены судами первой и (или) апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.06.2006 по делу N А05-7102/2006-31 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2006 г. N А05-7102/2006-31
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника