Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 ноября 2006 г. N А05-4274/2006-18
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корабухиной Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 08.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2006 по делу N А05-4274/2006-18 (судья Челбышева И.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 15.02.2006 N 13-24-35/1006 об отказе в возмещении из федерального бюджета 1 154 284 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2005 года.
Решением суда от 22.05.2006 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит решение от 22.05.2006 отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
В отзыве на жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что инспекцией проведена камеральная проверка декларации общества по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2005 года, в которой заявлено 7 451 160 руб. налоговых вычетов. По итогам проверки налоговый орган вынес решение от 15.02.2006 N 13-24-35/1006 о возмещении обществу 6 296 876 руб. НДС и об отказе в возмещении 1 154 284 руб. налога.
По мнению налогового органа, заявитель неправомерно включил в состав налоговых вычетов сумму НДС, уплаченную ЗАО "Дойче Лизинг Восток", ЗАО "Балтийский лизинг", ООО "Райффайзен-Лизинг" и ООО "ВФС Восток" по лизинговым платежам в части выкупной стоимости предмета лизинга, поскольку такое право у него возникает только в случае принятия на учет предмета лизинга и полной оплаты его стоимости. Кроме того, инспекция считает неправомерным включение в состав налоговых вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) по спорной налоговой декларации, поскольку счета-фактуры выставлены позднее даты фактического вывоза товаров.
Общество не согласилось с решением инспекции в части отказа в применении налоговых вычетов и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Из материалов дела видно, что общество (лизингополучатель) в 2002 - 2004 годах заключило с ЗАО "Дойче Лизинг Восток", ЗАО "Балтийский лизинг", ООО "Райффайзен-Лизинг", ООО "ВФС "Восток" (лизингодатели) договоры финансовой аренды (лизинга) движимого имущества.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон) предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
Статьей 15 Закона определено содержание договора лизинга. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется: приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю. По договору лизинга лизингополучатель обязуется: принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга; выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга: по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи, выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Из приведенной нормы следует, что лизинговый платеж является единым платежом, производимым в соответствии с условиями договора лизинга, включающим в себя суммы на возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя, выкупную цену предмета лизинга.
В соответствии с пунктом 11 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (приложение 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.1997 N 15) при выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001 "Арендованные основные средства". Одновременно производится запись на эту стоимость по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 02 "Износ основных средств", субсчет "Износ собственных основных средств".
Согласно пункту 9 названных Указаний начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей за отчетный период отражается по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Задолженность по лизинговым платежам" в корреспонденции со счетами учета издержек производства (обращения).
Как установлено судом первой инстанции, общество отражало в бухгалтерском учете в соответствии с принятой учетной политикой получение имущества в лизинг (аренду).
Оплата лизинговых платежей в октябре 2005 года произведена заявителем в соответствии с графиком платежей, в том числе с выделением НДС.
Вычеты заявлены налогоплательщиком после уплаты лизинговых платежей.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что вычеты сумм НДС в части, приходящейся на выкупную стоимость имущества по лизинговым платежам, применены налогоплательщиком обоснованно, и у инспекции не было оснований для отказа в применении этих налоговых вычетов.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в проверяемом периоде заявитель осуществлял реализацию произведенной в результате хозяйственной деятельности продукции - пиломатериалов, как на внутреннем рынке, так и на экспорт, то есть производил операции, подлежащие обложению НДС по ставкам 0 и 18%.
Обществом 26.12.2003 принят приказ, которым утверждена его учетная политика для целей бухгалтерского учета, в том числе методика распределения НДС, уплаченного продавцам за поставленные товары (работы, услуги).
В соответствии с пунктом 16 учетной политики суммы НДС, предъявленные продавцам товаров (работ, услуг) заявителю (входящий НДС), подлежащие возмещению из федерального бюджета по экспортной продукции (облагаемой по ставке 0%) и продукции внутреннего рынка (облагаемой по ставке 18%), распределяются к вычету по проценту выхода экспортных пиломатериалов и пиломатериалов внутреннего рынка в общем объеме произведенных пиломатериалов, то есть входящий НДС принимается к вычету в установленной заявителем в указанном выше приказе пропорции при подаче налоговых деклараций по НДС по ставкам 0 и 18%.
Налоговый орган в оспариваемом решении сделал вывод о неправомерном включении обществом в состав налоговых вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) по налоговой декларации за октябрь 2005 года, поскольку счета-фактуры оформлены позднее фактического вывоза товаров, а следовательно, последние не могли быть использованы при производстве и реализации продукции, вывезенной на экспорт.
Удовлетворяя требование общества о признании решения инспекции в этой части недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что применяемая налогоплательщиком методика расчета не противоречит требованиям статей 171, 172 НК РФ.
Кассационная инстанция считает такой вывод необоснованным в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрена возможность возмещения налогоплательщикам сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров, в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В силу пункта 6 статьи 164 Кодекса по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, представляется отдельная налоговая декларация.
Пункт 1 статьи 153 НК РФ требует от налогоплательщиков, применяющих различные налоговые ставки при реализации товаров, определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
Исходя из пункта 6 статьи 166 Кодекса сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемых на основании пункта 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), названным в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в пункте 3 статьи 172 Кодекса.
Исходя из пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), приведенных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, названных в статье 165 Кодекса.
Таким образом, пункт 3 статьи 172 Кодекса содержит не специальные правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.
При установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам НДС включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемых в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0%, налогоплательщикам следует руководствоваться общими положениями статей 171 и 172 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении последним товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после их принятия на учет.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров, подлежат вычетам в отношении товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения.
Следовательно, налогоплательщик не только обязан специально определить и в отдельной декларации отразить налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0%, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.
Применяемая обществом учетная политика не соответствует положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку позволяет ему предъявлять к вычету по операциям реализации товаров на экспорт НДС за материальные ресурсы, которые оплачены обществом поставщикам и приняты им к учету уже после вывоза товаров в режиме экспорта. Между тем эти материальные ресурсы не могут считаться приобретенными для осуществления операций, уже завершенных на момент приобретения таких ресурсов.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2004 N 4356/04 и от 14.03.2006 N 12797/05.
Таким образом, сумма вычетов определена обществом с нарушением требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому решение инспекции об отказе в возмещении 479 239 руб. НДС следует признать правомерным.
На основании изложенного решение суда от 22.05.2006 о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части отказа обществу в принятии 479 239 руб. налоговых вычетов по НДС подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права. В указанной части в удовлетворении заявления обществу надлежит отказать. В остальной части обжалуемое решение суда следует оставить в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2006 по делу N А05-4274/2006-18 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску от 15.02.2006 N 13-24-35/1006 об отказе закрытому акционерному обществу "Лесозавод N 25" в возмещении 479 239 руб. налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 года.
В удовлетворении заявления в указанной части закрытому акционерному обществу "Лесозавод 25" отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" в доход федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2006 г. N А05-4274/2006-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника