Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 ноября 2006 г. N А26-5011/2006-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Карелэнерго" Федорова Н.А. (доверенность от 12.01.2006),
от Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов Ропотихиной О.О. (доверенность от 01.09.2006),
от закрытого акционерного общества "Петрозаводскмаш" Степовенко Н.Н. (доверенность от 13.11.2006), Валданен Е.А. (доверенность от 10.01.2006),
от открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Мирошниченко О.С. (доверенность от 23.05.2006), Смагина А.В. (доверенность от 01.08.2006),
рассмотрев 15.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карелэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2006 по делу N А26-5011/2006-29 (судьи Курчакова В.М., Левичева Е.И., Шатина Г.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карелэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления Региональной энергетической комиссии Республики Карелия (далее - РЭК РК) от 27.12.2005 N 184 "О тарифе на услуги по передаче электрической энергии ЗАО "Петрозаводскмаш".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены закрытое акционерное общество "Петрозаводскмаш" (далее - ЗАО "Петрозаводскмаш"), открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС"), закрытое акционерное общество "Мяспром", общество с ограниченной ответственностью "Севербуммаш".
Решением от 08.09.2006 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 08.09.2006 и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- Общество обратилось с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, тогда как суд рассмотрел его по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов";
- при рассмотрении спора суд не учел положения Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской" Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен за электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-Э/2 (далее - Методические указания);
- суд не дал оценки доводам Общества о том, что ЗАО "Петрозаводскмаш" не включено в реестр субъектов естественных монополий, принадлежащая ему подстанция по уровню напряжения относится к объектам единой национальной электрической сети, тарифы на передачу электрической энергии по которым устанавливает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.
В порядке процессуального правопреемства в соответствии со статьей 48 АПК РФ РЭК РК заменена на Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов (далее - Комитет по тарифам). В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ФСК ЕЭС" просит ее удовлетворить, а Комитет по тарифам просит оставить жалобу без удовлетворения
В судебном заседании представители Общества и ОАО "ФСК ЕЭС" поддержали доводы, изложенные в жалобе, а представители Комитета по тарифам и ЗАО "Петрозаводскмаш" с ними не согласились.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является сетевой организацией, на основании договора от 13.01.2006 оказывает открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" услуги по передаче электрической энергии.
Общество на праве субаренды использует последние пролеты высоковольтных линий Л-201 и Л-204, непосредственно присоединенных к сетям ЗАО "Петрозаводскмаш", которому на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция ПС-18 ТП 220/10 кВ.
В соответствии с действующей схемой электроснабжения предусмотрено прохождение транзита электроэнергии через оборудование ОРУ-220 кВ ПС-18 - секционный выключатель ВС-220, который установлен в ОРУ-220 кВ подстанции и находится на перемычке между высоковольтными порталами линий 220 кВ, ВЛ-201 и ВЛ-204, по которым происходит транзитный переток электроэнергии. Секционный выключатель ВС-220 является сложным техническим устройством, обеспечивающим надежность электроснабжения и секционирование ВЛ-201 и ВЛ-204 при аварийных ситуациях на этих линиях 200 кВ.
Поскольку секционный выключатель ВС-220 кВ и другое оборудование ПС-18 необходимо содержать в работоспособном состоянии и эксплуатационной готовности, а это требует определенных затрат, постановлением РЭК РК от 27.12.2005 N 184 для ЗАО "Петрозаводскмаш" установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Из письма РЭК РК, направленного в адрес Общества 10.05.2006 следует, что по данному тарифу должны осуществляться расчеты с субабонентами ЗАО "Петрозаводскмаш" и с Обществом за передачу электрической энергии через ПС-18.
Таким образом, оспариваемое постановление РЭК РК устанавливает тариф на передачу электрической энергии неопределенному кругу лиц, содержит предписания обязательного характера и рассчитано на неоднократное применение, поэтому суд первой инстанции правильно посчитал, что данное постановление является нормативным правовым актом. Заявление о признании недействующим нормативного правового акта подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам, установленным главой 23 АПК РФ.
Общество оспорило постановление РЭК РК от 27.12.2005 N 184 в судебном порядке. При этом сослалось на его несоответствие положениям Основ ценообразования и Методических указаний, требованиям статьи 7 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети", статьям 5 и 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 63 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Кроме того, заявитель ссылается на то, что не имеет технологического присоединения к ПС-18, не является энергосбытовой организацией или гарантирующим поставщиком, в связи с чем ЗАО "Петрозаводскмаш" не может оказывать ему услуги по передаче электроэнергии.
Также Общество указало, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя, так как возлагает на него не предусмотренную законом обязанность оплатить ЗАО "Петрозаводскмаш" стоимость якобы оказанных услуг по передаче электроэнергии.
Рассматривая заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции признал, что оспариваемое постановление соответствует требованиям вышеупомянутых законодательных актов и не нарушает права и законные интересы Общества в предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Судом отклоняется довод кассационной жалобы о том, что тариф на услуги по передаче электроэнергии для ЗАО "Петрозаводскмаш" должен устанавливаться Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, а не РЭК РК. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ПС-18 отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети в порядке, установленном Положением об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденным постановлением Правительства от 28.10.2003 N 648, и включена в реестр этих объектов.
Как было указано выше, ЗАО "Петрозаводскмаш" имеет на праве собственности объект электросетевого хозяйства - трансформаторную подстанцию, являющуюся системообразующим звеном в транзите электроэнергии по ВЛ-220 кВ. Поскольку ЗАО "Петрозаводскмаш" осуществляет технологическое обслуживание оборудования трансформаторной подстанции, обеспечивающего передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, оно является предприятием, осуществляющим регулируемый вид деятельности - оказание услуг по передаче электроэнергии.
Таким образом, РЭК РК правомерно установило ЗАО "Петрозаводскмаш" тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Доказательства того, что данный тариф является экономически не обоснованным, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с тем, что оспариваемое постановление нарушает права Общества, так как возлагает на него обязанность оплатить ЗАО "Петрозаводскмаш" стоимость оказанных услуг по передаче электроэнергии. Само по себе постановление РЭК РК распространяется на неопределенный круг лиц, не указанных в нем.
Вопрос об обязанности Общества как сетевой организации, а не как покупателя электроэнергии, оплачивать услуги ЗАО "Петрозаводсткмаш" по ее передаче через ПС-18, не может быть разрешен в рамках настоящего спора, предметом которого является проверка законности принятого уполномоченным органом нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 48, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство: заменить Региональную энергетическую комиссию Республики Карелия Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2006 по делу N А26-5011/2006-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карелэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Т.В. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2006 г. N А26-5011/2006-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника