Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 ноября 2006 г. N А13-97/2006-20
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Сосниной О.Г.,
при участии от колхоза "Племзавод Родина" Цветковой Л.В. (доверенность от 16.03.2006),
рассмотрев 15.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления Вологодского муниципального района на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2006 по делу N А13-97/2006-20 (судьи Козлова С.В., Митрофанов О.В., Шумилова Л.Ф.),
установил:
Колхоз "Племзавод Родина" (далее - Колхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Вологодского муниципального района (далее - Администрация) и Финансовому управлению администрации Вологодского муниципального района (далее - Финансовое управление) о взыскании 671 294 руб. 92 коп. расходов (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с предоставлением в 2003 году гражданам, проживающим в жилом фонде Колхоза, льгот по оплате услуг по отоплению на основании Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон) и решения Комитета районного самоуправления Вологодского муниципального района от 23.09.2003 N 418 "О внесении изменений в решение Комитета районного самоуправления от 27.06.2000 N 61 "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (далее - Решение от 23.09.2003 N 418).
Решением от 06.04.2006 в удовлетворении иска отказано. Производство по делу в части требований Колхоза к Администрации прекращено в связи с отказом истца от иска.
Определением апелляционной инстанции от 26.05.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Вологодской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.06.2006 решение от 06.04.2006 отменено, с Финансового управления в пользу Колхоза за счет средств казны Вологодского муниципального образования взыскано 671 294 руб. 92 коп. расходов.
В кассационной жалобе Финансовое управление просит отменить постановление апелляционной инстанции от 23.06.2006 и оставить в силе решение от 06.04.2006, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции допущены грубые нарушения норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившиеся в привлечении к участию в деле третьего лица на стадии апелляционного судопроизводства; судом не учтено, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Российская Федерация.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Колхоза не согласился с доводами, изложенными в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако своих, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК) от 24.12.2002 N 195 для Колхоза с 01.01.2003 установлен тариф на тепловую энергию в размере 225 руб. за Гкал без налога на добавленную стоимость. Постановлением РЭК от 27.05.2003 N 119 для Колхоза с 01.06.2003 установлен тариф на тепловую энергию в размере 254 руб. за Гкал без налога на добавленную стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на балансе Колхоза находится 41 жилой дом. При оказании услуг по теплоснабжению граждан, проживающих в указанных жилых домах, Колхоз учитывал скидку в размере 40 % от установленного тарифа на тепловую энергию на основании Решения от 23.09.2003 N 418, в связи с чем у истца образовались убытки, вызванные разницей в тарифах закупки и реализации тепловой энергии, что явилось основанием заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал, что как собственник жилого фонда Колхоз должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Апелляционная инстанция с решением не согласилась, сославшись на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию- и право органов местного самоуправления устанавливать стандарт уровня платежей населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.
Кассационная инстанция считает выводы апелляционного суда законными.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В названный перечень включены, в том числе, электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями, а также оплата населением жилья и коммунальных услуг.
Судом установлено, что для Колхоза на 2003 год РЭК устанавливались тарифы на тепловую энергию.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" на 2003 год установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги равный 100%. Этим же указом отмечено, что указанный стандарт не отменяет права органов местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств.
Согласно пунктам 9 и 9.1 постановления Губернатора Вологодской области от 22.11.1999 N 771 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органам местного самоуправления предписано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановлениями Правительства Российской Федерации о федеральных стандартах установить размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, принимая во внимание, что установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не служит основанием для перераспределения средств.
На основании указанных нормативных актов орган местного самоуправления Вологодского муниципального образования Решением от 23.09.2003 N 418 самостоятельно установил стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги - 60% от их стоимости.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что убытки Колхоза подлежат взысканию за счет казны муниципального образования. Стандарт уровня платежей граждан установлен самим муниципальным образованием в рамках своей компетенции и с учетом того, что установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может являться основанием для перераспределения средств.
Ссылка подателя кассационной жалобы на нарушение судом апелляционной инстанции Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части привлечения к участию в деле третьего лица на стадии апелляционного рассмотрения дела без отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и рассмотрения дела по правила суда первой инстанции, правомерна. Однако данное процессуальное нарушение не привело к принятию незаконного судебного акта и не является в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого постановления, в связи с чем подлежит отклонению.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2006 по делу N А13-97/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Финансового управления Вологодского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2006 г. N А13-97/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника