Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2006 г. N А56-27786/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
при участии от федерального государственного учреждения "Северо-западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Лазаренко Е.М. (доверенность от 30.03.2006 N 17), от Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования Черновой Т.И. (доверенность от 02.02.2005 N 01-07/3257),
рассмотрев 14.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Северо-западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2006 по делу N А56-27786/2005 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Петренко Т.И.),
установил:
Федеральное государственное учреждение "Северо-западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Учреждение, ФГУ "СЗОМЦ Росздрава") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным приказа Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) от 25.07.2005 N 172 "Об утверждении в новой редакции перечня медицинских учреждений в разрезе входящих ЛПУ, включенных в систему ОМС Ленинградской области, с 22.07.2005" в части содержания строк 53, 61, 62 графы "N юридических лиц" и обязании ответчика устранить данные нарушения путем замены ненадлежащих лиц в указанных строках, не являющихся юридическими лицами, на надлежащее лицо, поименованное в постановлении правительства Ленинградской области от 23.12.2004 N 310, - Учреждение.
Решением суда от 09.02.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 07.07.2006 решение от 09.02.2006 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду,
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит постановление от 07.07.2006 отменить и оставить в силе решение арбитражного суда от 09.02.2006. По мнению подателя жалобы, настоящий спор подведомствен арбитражному суду, поскольку носит экономический характер и относится к сфере договорных правоотношений по оказанию медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит постановление апелляционной инстанции оставить в силе, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение является федеральным государственным учреждением здравоохранения, финансируемым из федерального бюджета, а также иных, не запрещенных законом источников, имеющим статус юридического лица. Основной целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях населению Северо-Западного округа. Учреждение для достижения целей, ради которых оно создано, имеет право осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, приносящую доход в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства, в том числе средства, поступающие в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Учреждение ранее именовалось государственным учреждением "Северо-западный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации" (листы дела 59-67).
Учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения (филиалы), которые не являются юридическими лицами. К их числу относятся: Вознесенская больница Учреждения; Шлиссельбургская больница Учреждения; Подпорожская амбулатория Учреждения (лист дела 61).
В целях обеспечения права граждан Российской Федерации на охрану здоровья на территории Ленинградской области постановлением правительства Ленинградской области от 23.12.2004 N 310 (далее - Постановление N 310) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2005 год (далее - Программа), в которой приведен перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования (в разрезе муниципальных образований). В этом перечне указаны: "Шлиссельбургская больница - государственное учреждение "Северо-Западный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации"; "Подпорожская амбулатория. Государственное учреждение "Северо-Западный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации"; "Вознесенская больница. Государственное учреждение "Северо-Западный окружной медицинский центр Министерства здравоохранения Российской Федерации".
Пунктом 4.4 Постановления N 310 исполнительной дирекции Фонда предписано корректировать в течение 2005 года перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Ленинградской области: по входящим подразделениям, в случае изменения названия, реорганизации, реструктуризации медицинского учреждения, в связи с изменением вида деятельности, получением (изменением) лицензии на оказание медицинской помощи.
Приказом от 25.07.2005 N 172 (далее - Приказ N 172) Фонд утвердил новую редакцию Перечня медицинских учреждений в разрезе входящих ЛПУ, включенных в систему ОМС Ленинградской области, (далее - Перечень) и ввел его в действие с 22.07.2005. В строках 53, 61, 62 в графе "N юридических лиц" приложения к Перечню указаны Шлиссельбургская больница ФГУ "СЗОМЦ Росздрава", Вознесенская больница ФГУ "СЗОМЦ Росздрава", Подпорожская амбулатория ФГУ "СЗОМЦ Росздрава".
Заявитель, полагая, что Фонд Приказом N 172 необоснованно вместо Учреждения включил в Перечень его филиалы, которые не являются юридическими лицами и надлежащими субъектами обязательного медицинского страхования, обжаловал Приказ N 172 в этой части в арбитражный суд.
В качестве правовых оснований заявленного требования заявитель сослался на статьи 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции признал Приказ N 172 не соответствующим Постановлению N 310 и обязал Фонд заменить ненадлежащих лиц, поименованных в пунктах 53, 61, 62 приложения к Приказу N 172 на надлежащее лицо - Учреждение. Суд исходил из того, что Приказ N 172 нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем недействителен с момента издания.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и прекратил производство по делу на основании пункта 1 статьи 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При этом суд апелляционной инстанции со ссылкой на Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1), статьи 2, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - N 7-ФЗ), статью 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) пришел к выводу, что осуществляемая в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования деятельность как самого Учреждения, так и лиц, включенных в Перечень, не является предпринимательской или экономической деятельностью, а сам спор неподведомствен арбитражному суду.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции.
Согласно требованиям статей 27, 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации критериями подведомственности дела арбитражному суду являются экономический характер спора и субъектный состав его участников.
В силу положений статьи 34 Конституции Российской Федерации и статьи 2 ГК РФ экономическая деятельность юридических лиц не может рассматриваться как тождественная предпринимательской деятельности соответствующих субъектов права, а должна трактоваться более широко - как совокупность систематически совершаемых действий, направленных на достижение определенного экономического и общественно полезного результата и не имеющих единственной целью извлечение прибыли.
Согласно статье 1 Основ охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Статус учреждения, призванного обеспечить полное и своевременное оказание медицинской помощи населению, финансируемого за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников, не исключает оценки его деятельности как экономической, что следует из системного толкования статьи 120 ГК РФ и статьи 9 Закона N 7-ФЗ.
Законом N 1499-1 определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 1499-1 установлено, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 2 Закона N 1499-1 субъектами медицинского страхования являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научноисследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь.
В силу статьи 20 Закона N 1499-1 медицинские учреждения являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Учреждение, будучи субъектом обязательного медицинского страхования, является стороной по договору на оказание медицинских услуг, получателем средств Фонда.
Таким образом, деятельность Учреждения являющегося субъектом медицинского страхования и оказывающего медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования, имеет экономическое содержание, в силу чего данный спор подведомствен арбитражному суду.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению в арбитражный суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу.
При проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции суду следует, руководствуясь положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установить, какие конкретно законные права и интересы Учреждения в сфере экономической деятельности затронуты спорной формулировкой строк 53, 61, 62 Приказа N 172.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2006 по делу N А56-27786/2005 отменить.
Дело направить для рассмотрения по существу в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2006 г. N А56-27786/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника