Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2006 г. N А56-8022/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Дмитриева В.В., Самсоновой Л.А.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Страйк" - Поймановой Н.В. (доверенность от 29.07.2005),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - Казанцевой Н.В. (доверенность от 04.07.2006 N 0305/04736),
рассмотрев 16.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2006 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2006 (судьи Фокина Е.А., Савицкая И.Г., Шульга Л.А.) по делу N А56-8022/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Страйк" (далее - общество, ООО "Страйк") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 19.12.2005 N 81/11 и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возмещения 1 832 901 руб. налога на добавленную стоимость за август 2005 года в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения требований).
Решением суда первой инстанции от 13.04.2006 заявленные обществом требования удовлетворены: суд признал оспариваемое решение инспекции недействительным и обязал налоговый орган возвратить из бюджета на счет ООО "Страйк" 1 832 901 руб. налога на добавленную стоимость за август 2005 года.
Постановлением апелляционного суда от 31.07.2006 решение суда от 13.04.2006 изменено: оспариваемое решение инспекции признано недействительным как противоречащее главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возмещения 1 832 901 руб. налога на добавленную стоимость за август 2005 года в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Податель жалобы указывает на обстоятельства аналогичные изложенным в ее решении и свидетельствующие о недобросовестности ООО "Страйк" как налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган отмечает, что в ходе проведения розыскных мероприятий получены объяснения учредителей обществ с ограниченной ответственностью "Лира" и "Комплекс", согласно которым лица, значащиеся в качестве учредителей данных организаций, - Панилов А.Р., и Кватернюк А.П. не имеют никакого отношения к данным организациям, фактически ни учредителями, ни генеральными директорами никогда не являлись, финансово-хозяйственной деятельности от имени данных организаций никогда не осуществляли.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 19.09.2005 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года, согласно которой в отчетном периоде отражена реализация товаров на сумму 75 117 340 руб., при этом начисленный с операций по реализации налог на добавленную стоимость составил 13 521 121 руб.; налоговые вычеты, в том числе 15 267 334 руб. налога на добавленную стоимость уплаченного таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, 86 688 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику и уплаченного им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, начисленная к возмещению из бюджета согласно представленной декларации, составила 1 832 901 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой вынесено решение от 19.12.2005 N 81/11 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде 2 704 224 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанным решением обществу также доначислено 13 521 121 руб. налога на добавленную стоимость, восстановлена сумма налога на добавленную стоимость, начисленного у возмещению, в размере 1 832 901 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 523 267 руб., предложено уплатить перечисленные суммы налога, пени и штрафных санкций, а также внести необходимые изменение в бухгалтерский учет. В качестве основания для принятия данного решения налоговый орган указал на недобросовестность общества и сослался на следующие обстоятельства: среднесписочная численность организации составляет 3 человека при значительном объеме денежного и товарного оборота; уставный капитал в соответствии с учредительными документами составляет 10 000 руб. и составляет "одну долю долевого участия в уставном капитале общества"; основных средств на балансе общества нет; денежные средства от покупателей поступают исключительно в размере, необходимом для уплаты таможенных платежей; дебиторская и кредиторская задолженность растет; агент и заявитель имеют счета в одном банке, фактическая транспортировка товара не подтверждена, складские помещения отсутствуют; покупатели товара не находятся по юридическому адресу. Не согласившись с решением инспекции 19.12.2005 N 81/11, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 названного Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 названного кодекса.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 названного Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 названной нормы Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов
Таким образом, для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплаты налога на добавленную стоимость таможенным органам и принятие на учет импортируемых товаров их покупателем.
Как видно из материалов дела, факты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и оплаты таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость, подтверждаются грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенных органов о выпуске товара в свободное обращение и платежными документами и не оспариваются налоговым органом.
Факт оприходования ООО "Страйк" импортированного товара установлен судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и подтверждается имеющимися в материалах дела копиями книги покупок, карточки счета 41 за август 2005 года.
В дальнейшем ввезенные на территорию Российской Федерации товары переданы обществом на основании агентского договора от 01.09.2004 N 1 обществу с ограниченной ответственностью "Ирк Хим" (агент). Согласно отчету агента товары впоследствии реализованы обществом с ограниченной ответственностью "Ирк Хим" третьим лицам. Данное обстоятельство также подтверждается книгой продаж, счетами-фактурами и товарными накладными, составленными по форме, предусмотренной Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132.
Таким образом, общество подтвердило факты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации с целью его дальнейшей перепродажи, его оприходования и уплаты сумм налога на добавленную стоимость таможенным органам.
Доводы кассационной жалобы инспекции, связанные с обстоятельствами осуществления предпринимательской деятельности обществами с ограниченной ответственностью "Лира" и "Комплекс", отклоняются судом кассационной инстанции как не подтвержденные доказательствами.
Кассационная инстанция считает несостоятельным и довод налогового органа о недобросовестности заявителя, основанный на малочисленности организации, наличии дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствии транспортных, средств для перевозки, а также отсутствии складских помещений и основных средств на балансе общества. Перечисленные в оспариваемом решении налогового органа обстоятельства не противоречат обычаям делового оборота, нормам гражданского и налогового законодательства.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение. В рассматриваемом случае инспекция не представила доказательств недобросовестности общества при реализации им права на применение налоговых вычетов и возмещение налога, в том числе совершения налогоплательщиком действий, направленных исключительно на создание оснований для возмещения налога из бюджета.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно признали недействительным решение инспекции от 19.12.2005 N 81/11 как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные инстанции также обоснованно указали на отсутствие в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2006 по делу N А56-8022/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2006 г. N А56-8022/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника