Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2006 г. N А56-54142/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "Арсенал" Юриной Е.Ю. (доверенность от 23.08.06 N 190/138-178-115), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Разинковой Т.В. (доверенность от 29.09.06 N 03-09/13055),
рассмотрев 15.11.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.06 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.06 (судьи Фокина Е.А., Савицкая И.Г., Шульга Л.А.) по делу N А56-54142/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "Арсенал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 03.11.05 N 12-31/561 в части доначисления 10 544 175 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 50 612 руб. пеней и привлечения Общества к ответственности в виде взыскания 2 108 835 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 30.03.06, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.06, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает, что Общество неправомерно не исчислило и не уплатило в бюджет НДС с авансовых платежей, полученных в счет оплаты поставленного товара (космический аппарат). По мнению Инспекции, условиями государственного контракта от 10.01.03 N С32-09-03, заключенного Обществом с Войсковой частью 56756, не предусмотрено выполнение работ (услуг), неразрывно связанных с работами (услугами), выполняемыми (оказываемыми) непосредственно в космическом пространстве, перечисление авансовых платежей в счет выполнения которых в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ не увеличивает налоговую базу, облагаемую НДС. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что представленные Обществом выписки банка свидетельствуют о перечислении ему авансовых платежей с учетом НДС.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2005 года, в строке 130 которой (сумма авансовых платежей, поступивших в счет операций по реализации на экспорт товаров, а также работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев) указало сумму 69 122 923 руб.
В ходе камеральной проверки декларации Инспекция установила, что Обществом (поставщик) и Войсковой частью 56756 (заказчик) заключен государственный контракт от 10.01.03 N С32-09-03 на изготовление и поставку космического аппарата "Кобальт". В соответствии с пунктом 2.1 контракта Общество обязуется изготовить и поставить в 2003 году продукцию в количестве и в сроки, указанные в прилагаемых к контракту ведомостях поставки, а заказчик - принять и оплатить указанную продукцию. Согласно пункту 6.5 контракта авансирование поставщика производится заказчиком за счет специально выделяемых Министерством финансов Российской Федерации средств по мере их поступления.
Исходя из условий контракта, налоговый орган сделал вывод о том, что Общество приняло на себя обязанность поставить товар (космический аппарат), а не реализовать работы (услуги), предусмотренные подпунктом 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Следовательно, в нарушение абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ налогоплательщик неправомерно, по мнению Инспекции, не исчислил и не уплатил в бюджет НДС с полученных авансовых платежей за июнь 2005 года.
Решением от 03.11.05 N 12-31/561 Инспекция привлекла заявителя к ответственности в виде взыскания 2 108 835 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, а также доначислила к уплате в бюджет 10 544 175 руб. НДС и 50 612 руб. пеней.
Общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке.
Суды удовлетворили заявление Общества, указав на то, что представленными им документами подтверждается выполнение комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ непосредственно в космическом пространстве, а следовательно, и правомерность невключения в базу, облагаемую НДС, полученных в счет оплаты этих работ авансовых платежей.
Кассационная инстанция считает вывод судов правильным с учетом следующего.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ база, облагаемая НДС, увеличивается на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Положения этого подпункта не применяются в отношении авансов, полученных в счет предстоящей реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).
Порядок определения налоговой базы при исчислении НДС по авансовым и иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (далее - Порядок), и Перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых составляет свыше 6 месяцев (далее -Перечень работ), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.01 N 602 (в редакции от 16.07.03 N 432).
На основании представленных в материалы дела документов (государственный контракт на поставку космического аппарата от 10.01.03 N С32-09-03; дополнительное соглашение к контракту от 08.01.05 N ДС32-09-03/1-05/Е03; протокол разногласий к дополнительному соглашению и решение по протоколу разногласий от 03.03.05; письмо Федерального космического агентства от 21.10.05 N 10Н-21-7704) суды установили, что выполняемые Обществом по государственному контракту работы относятся к комплексу подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленному и неразрывно связанному с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла выполнения которых превышает 6 месяцев.
Согласно Перечню работ производство космических аппаратов, орбитальных станций средств выведения и их составных частей отнесено к работам, выполняемым при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ непосредственно в космическом пространстве, длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает 6 месяцев (код 7310020).
Кроме того, Федеральное космическое агентство как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.05 N 547 выдавать документ, подтверждающий длительность производственного цикла выполнения работ (оказания услуг) по Перечню работ, в письме от 21.10.05 N 10Н-21-7704 подтвердило, что на основании государственного контракта от 10.01.03 N С32-09-03 Общество выполняло работы, авансовые платежи в счет оплаты которых не увеличивают налоговую базу, облагаемую НДС, в силу абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что Общество правомерно не включило 69 122 923 руб. авансовых платежей в налогооблагаемую базу для исчисления НДС за июнь 2005 года.
Материалами дела не подтверждается и довод подателя жалобы о перечислении Обществу денежных средств с учетом НДС. Заказчик (Войсковая часть 53145 - правопреемник Войсковой части 56756) известил Общество о допущенной в платежном поручении от 30.06.05 N 497 ошибке при указании НДС (письмо от 14.07.05 N 284/915).
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что суды полно и всесторонне исследовали материалы дела и дали им надлежащую правовую оценку, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.06 по делу N А56-54142/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2006 г. N А56-54142/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника