Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 ноября 2006 г. N А56-42077/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г.. судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "АИН" Ноздри Ф.Л. (доверенность от 20.11.2006 N 73) и Чеснокова А.Л. (доверенность от 20.11.2006 N 74), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Шевченко К.В. (доверенность от 28.07.2006 N 790-дсп),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2006 (судьи Будылева М.В.. Горбачева О.В.. Семиглазов В.А.) по делу N А56-42077/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АИН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 15.08.2005 N 509/725 об отказе в возмещении из бюджета 150 796 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2005 года по налоговой ставке 0 процентов.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2006 решение суда от 05.04.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применением судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик не подтвердил право на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении выручки от реализации продукции в Республику Беларусь, поскольку не представил все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004. Заявление с отметкой налогового органа Республики Беларусь о ввозе товара и уплате косвенных налогов содержит ссылку на договор поставки от 01.12.2004 N 57. В тоже время указанная в счетах-фактурах цена товара (31,35 руб. за 1 кг) установлена другим договором - N 6 от 21.02.2005. В платежных поручениях, по которым покупатель (ОАО "Витебские ковры") оплатил приобретенный у Общества и ввезенный им в Республику Беларусь товар, также содержится ссылка на договор N 6 от 21.02.2005.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела. Общество в мае 2005 года (19.05.2006) представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за апрель 2005 года по ставке 0 процентов. В налоговой декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции в Республику Беларусь, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 150 796 руб. налога на добавленную стоимость, из которых 120 653 руб. налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве товаров, реализованных в Республику Беларусь, и 30 143 руб. налога, ранее уплаченного с авансов и предоплаты по товарам, реализованным в Республику Беларусь, по которым применение налоговой ставке 0 процентов подтверждено. В обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов Общество приложило к декларации документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Это Положение является приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 15.08.2005 N 509/725 об отказе налогоплательщику в возмещении из бюджета 150 796 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за апрель 2005 года.
Принимая такое решение, инспекция исходила из того, что представленное Обществом в налоговый орган заявление N° 3 7 о ввозе товара и об уплате косвенных налогов подтверждает реализацию товара в Республику Беларусь по договору поставки от 01.12.2004 N 57, заключенному с ОАО "Витебские ковры". Однако этот договор налогоплательщиком не представлен. Подписанное сторонами дополнительное соглашение к договору от 01.12.2004 N 57 об изменении цены продукции отсутствует. В то же время из иных документов следует, что фактически поставка товара осуществлялась в счет договора от 21.02.2005 N 6. В счетах-фактурах указана цена реализуемого товара -31,35 руб. за 1 кг, которая соответствует условиям договора от 21.02.2005 N 6. Платежные поручения, по которым покупатель (ОАО "Витебские ковры") осуществлял оплату товара, также содержат ссылку на договор от 21.02.2005 N 6. По информации, полученной из ОАО "Промышленно-строительный банк", выручка от покупателя товара, поступившая по платежным поручениям от 01.03.2005 N 165 и от 23.03.2005 N 228, зачислена по указанию Общества на паспорт сделки, открытый по договору от 01.12.2004 N 57. Зачислений на паспорт сделки по договору от 21.02.2005 N 6 не было. Кроме того, инспекция ссылается на то, что в нарушение приказа от 20.01.2005 N Зн "О проставлении налоговыми органами на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" на счетах- фактурах от 03.03.2005 N 42 и от 24.03.2005 N 53 не проставлен штамп налогового органа "Зарегистрировано" с указанием даты регистрации и регистрирующего номера.
Общество, считая решение налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя, признав подтвержденным налогоплательщиком в установленном порядке право на применение налоговой ставки 0 процентов к выручке от реализации товаров, указанной в декларации за апрель 2005 года, и на налоговые вычеты.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров.
Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ ратифицировано Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".
Согласно статье 2 названного Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта. Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, которое является неотъемлемой частью Соглашения.
Таким образом, с 01.01.2005 взимание косвенных налогов при экспорте товаров в Республику Беларусь осуществляется в соответствии с названым Соглашением и Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке взимания косвенных налогов).
Как следует из пунктов 2, 3 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов для обоснования применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:
- договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
- третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме;
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;
- иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
Документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
Исследовав представленные сторонами в материалы дела документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Общество собрало необходимый комплект документов, подтверждающий реализацию товаров в Республику Беларусь в счет исполнения договора от 21.02.2005 N 6, и представило их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость за апрель 2005 года по налоговой ставке 0 процентов.
Этот вывод суд подтверждается материалами дела.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщиком не подтверждено право на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении выручки от реализации товара в Республику Беларусь, поскольку из представленного им заявления N 37 о ввозе товара и об уплате косвенных налогов следует, что реализация товара в Республику Беларусь осуществлена Обществом по договору от 01.12.2004 N 57, а не договору от 21.02.2005 N 6. обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Суды установили, что Общество заключило с ОАО "Витебские ковры" (Республика Беларусь) договор от 01.12.2004 N 57 на поставку пряжи джутовой крученной для коврового производства. В соответствии с пунктом 1.1 названного договора цена товара составляет 36 руб. за 1 кг (в том числе НДС по ставке 18 процентов).
В дальнейшем, в связи с вступлением в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг", между сторонами заключен договор от 21.02.2005 N 6. в соответствии с которым цена товара - пряжи джутовой крученной для коврового производства - равна 31.35 руб. за 1 кг.
Поставка товара осуществлена Обществом в марте 2005 года во исполнение договора от 21.02.2005, что подтверждается счетами-фактурами от 03.03.2005 N 42 и от 24.03.2005 N 53 (л.д. 39-40), а также товарными накладными от 03.03.2005 N 42 и от 24.03.2005 N 53 (л.д. 37-38).
Представленное Обществом заявление N 37 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (л.д. 25) имеет отметку налогового органа Республики Беларусь, в графе 8 указаны серия, номер и дата товарно-транспортных накладных, графа 9 содержит номер и дату счетов-фактур, а также указана дата принятия на учет товара покупателем.
Счета-фактуры от 03.03.2005 N 42 и от 24.03.2005 N 53 по отгруженной в марте 2005 году продукции зарегистрированы в налоговом органе в установленном порядке.
Поступление выручки от покупателя товара (ОАО "Витебские ковры") на счет налогоплательщика подтверждено платежными поручениями от 01.03.2005 N 165 и от 23.03.2005 N 228 и выписками банка (л.д. 33-36), представленными налоговой инспекции. Покупатель в названных платежных поручениях прямо указал на перечисление денежных средств в оплату товара, поставленного по договору от 21.02.2005 N 6. Доказательств отзыва покупателем этих платежных документов и оформления иных, с указанием на оплату товаров по иному договору в деле нет, стороны об их наличии не заявляют. Поэтому отклоняется ссылка налогового органа на зачисление денежных средств, поступивших Обществу по платежным поручениям от 01.03.2005 N 165 и от 23.03.2005 N 228, по его указанию на паспорт сделки, открытый по договору от 01.12.2004 N 57. Оценка законности такого распоряжения Общества и его выполнения находится за пределами данного спора.
Указание в заявлении N 37 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на договор от 01.12.2004 N 57 в данном случае также не может являться основанием для отказа Обществу в возмещении из бюджета спорной суммы налога на добавленную стоимость. Судами установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что реализация продукции в Республику Беларусь осуществлялась налогоплательщиком по договору от 21.02.2005 N 6, что подтверждается товарными накладными, счетами-фактурами и платежными поручениями, по которым покупатель производил оплату товара. Договор от 21.02.2005 N 6 Общество представило в инспекцию вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость за апрель 2005 году (л.д. 17).
Кроме того, из пункта 8 приложения N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 20.01.2005 N 3н. где изложен порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. следует, что в случае установления несоответствия сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. сведениям. содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных Положением о порядке взимания косвенных налогов, налоговый орган отказывает в проставлении отметки, предлагает устранить их и представить новое заявление.
То есть отметка может быть проставлена только после устранения налогоплательщиком выявленного несоответствия.
Однако в рассматриваемом случае, несмотря на имевшиеся в заявлении Общества несоответствия между указанными реквизитами договора - от 01.12.2004 N 57, и сведениями товарных накладных и счетов-фактур об отгрузке товара по договору от 21.02.2005, налоговый орган Республики Беларусь сделал необходимую отметку.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2006 по делу N А56-42077/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2006 г. N А56-42077/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника