Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2006 г. N А13-6662/2006-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Казанцевой Р.В. и Коробова К.Ю.,
рассмотрев 16.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.08.2006 по делу N А13-6662/2006-27 (судья Кудин А.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Устюггаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области от 24.04.2006 N 45 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.08.2006 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 21.08.2006. По мнению подателя жалобы, факт административного правонарушения подтвержден материалами дела, в связи с чем Общество правомерно привлечено к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Участвующие в деле лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку обоснованности представленных отделом внутренних дел Тарногского района Вологодской области от 11.04.2006 сведений о нарушении Обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ), в ходе которой выявила, что 21.03.2006 с автомашины Тарногского газового участка Общества жителям деревни Слуда Тарногского района продан газ в баллонах, при расчете за которые контрольно-кассовая машина не применена (кассовый чек не пробивался и не выдавался). Эти обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 14.04.2006 N 123 и протоколе об административном правонарушении от 14.04.2006 N 44.
Постановлением Инспекции от 24.04.2006 Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания 30 000 руб. штрафа на основании статьи 14.5 КоАП РФ.
Организация обжаловала постановление налогового органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что факт неиспользования Обществом контрольно-кассовой машины Инспекцией не доказан. Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении налоговый орган существенно нарушил процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, что повлекло отмену принятого Инспекцией постановления.
Суд кассационной инстанции считает, что решение отмене не подлежит.
Пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ на всех юридических лиц возложена обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов с населением.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Суд первой инстанции посчитал, что Инспекцией не доказан факт совершения Обществом административного правонарушения. Между тем такой вывод противоречит имеющимся в деле доказательствам и положениям действующего законодательства.
Факт продажи 21.03.2006 газовых баллонов с автомашины по цене 253 руб. за баллон Общество не оспаривало. Более того, это обстоятельство подтверждается накладной от 21.03.2006 и контрольной кассовой лентой организации от 21.03.2006. Согласно объяснениям представителя Общества, при продаже газа в баллонах водитель выдавал покупателям талоны в качестве бланка строгой отчетности, однако доказательств этого в деле нет. После реализации товара и возвращения на газовый участок водитель автомашины передал вырученные денежные средства кассиру, который и пробил чеки.
Однако в данном случае осуществлялась продажа газа в баллонах, а не оказание услуг населению, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 2 Закона о ККТ Общество обязано применить контрольно-кассовую машину при расчетах с покупателями и не вправе выдавать бланки строгой отчетности. Основания освобождения от обязанности применять контрольно-кассовую технику, предусмотренные пунктом 3 названной статьи, на спорный случай не распространяются. К отдаленным или труднодоступным местностям деревня Слуда не отнесена (последний абзац пункта 3 статьи 2 Закона о ККТ). Применение контрольно-кассовой машины после реализации товара образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.5 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно признал постановление Инспекции незаконным в связи с несоблюдением ею процедуры привлечения Общества к административной ответственности: ненадлежащее извещение организации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении материалов административного дела.
В нарушение статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 14.04.2006 составлен в присутствии начальника Тарногского газового участка Воронова А.Л., который не являлся законным или уполномоченным представителем Общества. Доказательства извещения юридического лица о явке в Инспекцию для составления протокола в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Доказательствами надлежащего извещения лица, подтверждающими направление и получение адресатом корреспонденции, являются уведомление о вручении, расписка, иные документы.
Как установлено судом первой инстанции, имеющееся в материалах дела почтовое уведомление свидетельствует о получении Обществом определения Инспекции о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в день его рассмотрения (лист дела 60).
В связи с изложенным такое извещение нельзя признать надлежащим.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Поскольку доказательств получения заявителем определения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела нет, Инспекция неправомерно рассмотрела дело об административном правонарушении в отсутствие Общества.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что допущенное налоговым органом нарушение в данном случае является существенным и не может быть устранено на стадии судебного обжалования постановления Инспекции, в связи с чем правомерно признал названное постановление незаконным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.08.2006 по делу N А13-6662/2006-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2006 г. N А13-6662/2006-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника