Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2006 г. N А21-2168/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Морозовой Н.А., Ломакина С.А.,
рассмотрев 20.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2006 по делу N А21-2168/2006 (судья Гелеверя Т.А.),
установил:
Предприниматель Воронова Светлана Александровна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - Инспекция): решения от 03.04.2006 N 11/315 и требований от 05.04.2006 N 199 и 2135.
Решением суда от 24.07.2006 заявление предпринимателя удовлетворено, оспариваемые ненормативные акты налогового органа признаны недействительными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 24.07.2006. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик неправомерно завысил сумму налоговых вычетов за 4-й квартал 2005 года, поскольку в подтверждение оплаты авансового платежа при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации представил квитанции к приходному кассовому ордеру в долларах США, которые не являются основанием для регистрации в книге покупок.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, предприниматель 20.01.2006 представил в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4-й квартал 2005 года, в которой предъявил к вычету 300 522 руб. налога, уплаченных таможенным органам при импорте товаров.
В ходе камеральной проверки представленной декларации Инспекция направила Вороновой С.А. требование от 03.02.2006 N 11/72 о представлении документов, в том числе копий документов, подтверждающих оплату НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации за 4-й квартал 2005 года. Налогоплательщик представил квитанции к приходному кассовому ордеру об оплате авансового платежа в долларах США. Инспекция, посчитав, что названные документы не подтверждают фактическую уплату налога таможенному органу, так как не являются основанием для регистрации в книге покупок, указала на неполную уплату Вороновой С.А. НДС в результате завышения налоговых вычетов на сумму 115 108 руб.
По результатам камеральной проверки Инспекция составила докладную записку от 03.03.2006 N 11/295 и направила предпринимателю уведомление от 22.03.2006 N 11/7887. Решением от 03.04.2006 N 11/315 Инспекция доначислила налогоплательщику 115 108 руб. НДС, начислила 3 361 руб. пеней, а также привлекла к ответственности за неполную уплату налога в бюджет в порядке пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде 23 022 руб. штрафа. Пунктом 2.2. решения Инспекция предложила Вороновой С.А. "уменьшить на исчисленную в завышенных размерах сумму налога на добавленную стоимость к возмещению в размере 185 414 руб." и внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
В обоснование решения Инспекция сослалась на то, что Воронова С.А. не подтвердила заявленные налоговые вычеты в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не представила платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.
На основании решения налоговый орган направил предпринимателю требования от 05.04.2006 N 2135 об уплате 115 108 руб. и 3 361 руб. пеней и N 199 об уплате 23 022 руб. налоговой санкции.
Налогоплательщик оспорил решение и требования Инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал недействительными оспариваемые ненормативные акты, сделав вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для их вынесения.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В пункте 1 статьи 176 НК РФ указано, что если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для возмещения сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо соблюдение трех условий: фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплата НДС таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Налоговый орган не оспаривает ввоз предпринимателем автомобилей на таможенную территорию Российской Федерации и принятие их на учет.
В силу пункта 1 статьи 174 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Статьей 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении определенных условий, в том числе если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты платежей.
В соответствии с положениями статьи 318 ТК РФ к таможенным платежам относится НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 330 ТК РФ следует, что денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, являются авансовыми платежами. Пунктом 3 данной статьи определено, что денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Таким образом, представив таможенным органам грузовые таможенные декларации, предприниматель в порядке пункта 3 статьи 330 ТК РФ распорядился о списании денежных средств, ранее перечисленных в качестве авансовых платежей, в счет уплаты таможенных платежей, в том числе НДС.
Суд первой инстанции, изучив грузовые таможенные декларации налогоплательщика, установил соответствие указанных в них сумм налога суммам заявленных им налоговых вычетов и сделал обоснованный вывод о том, что грузовые таможенные декларации и расчетные документы на уплату авансовых платежей в совокупности подтверждают внесение спорной суммы НДС таможенным органам.
Судом установлено, что стороны не оспаривают размер НДС, подлежащий возмещению.
В данном случае основанием для отказа в возмещении НДС послужило невыполнение налогоплательщиком условия о подтверждении уплаты этого налога, поскольку им были представлены квитанции к приходному ордеру. Такие квитанции не могли, по мнению налогового органа, подтверждать фактическую уплату налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ в случае, когда в нормах законодательства о налогах и сборах указываются институты, понятия и термины иных отраслей права, значение которых в нормах налогового права не предусмотрено, данные институты, понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях права.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью кассира или оттиском кассового аппарата.
В таком случае налоговый орган, не признавая квитанции к приходному кассовому ордеру надлежащим подтверждением уплаты суммы НДС, тем самым сужает значение таких документов.
То обстоятельство, что представленные налогоплательщиком квитанции к приходному кассовому ордеру являются документами установленной формы, Инспекция не оспаривает. Следовательно, налогоплательщик не нарушил условие статьи 172 НК РФ и правомерно заявил вычет по НДС, представив в качестве документов, подтверждающих уплату налога, квитанции к приходному кассовому ордеру. Кроме того, в материалах дела имеется письмо Неманской таможни от 06.03.2006 N 11-32/2553 о том, что предпринимателем при оформлении грузовых таможенных деклараций в 4-м квартале 2005 года уплачены 300 522 руб. 96 коп. НДС.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о соблюдении предпринимателем условий главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налоговых вычетов в 4-м квартале 2005 года и суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2006 по делу N А21-2168/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 г. N А21-2168/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника