Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2006 г. N А13-4716/2006-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 21.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области на решение от 12.07.2006 (судья Логинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2006 (судьи Осокина Н.Н., Богатырева В.А, Маганова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4716/2006-23,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Песь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области (далее - Инспекция) по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 643 руб. на страховую часть трудовой пенсии, уплаченных по платежным поручениям от 30.01.2006 N 2, от 02.02.2006 N 11, от 20.03.2006 N 23, и в сумме 2 593 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченных по платежным поручениям от 30.01.2006 N 1, от 02.02.2006 N 12, от 19.03.2006 N 22.
Решением суда от 12.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2006, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение от 12.07,2006 и постановление от 23.08.2006 отменить. По мнению подателя жалобы, полномочиями по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а не Инспекция.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела. Общество, являясь в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователем по обязательному пенсионному страхованию, перечислило 13 236 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, ошибочно указав в платежных поручениях от 30.01.2006 N 2. от 02.02.2006 N 11, от 20.03.2006 N 23 код бюджетной классификации 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии), а в платежных поручениях от 30.01.2006 N 1, от 02.02.2006 N 12, от 19.03.2006 N 22 код бюджетной классификации 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии).
Общество, обнаружив допущенную ошибку, платежными поручениями от 12.04.2006 N 29, 30 на сумму 10 643 руб. и платежными поручениями от 12.04.2006 N 31, 32 на сумму 2 593 руб. уплатило 13 236 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, указав правильные коды бюджетной классификации.
В заявлении о возврате излишне уплаченных страховых взносов, полученном Инспекцией 06.05.2006, Общество просило возвратить страховые взносы, уплаченные на неправильные коды бюджетной классификации, на его расчетный счет (листы дела 25-26).
Инспекция возврат не произвела, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются неналоговыми платежами и действующим законодательством не определен орган, уполномоченный производить зачет (возврат) страховых взносов.
Считая действия Инспекции незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством возврат страхователям или зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должна производить Инспекция, и возложили на нее обязанность принять решение о возврате Обществу 13 236 руб. излишне уплаченных страховых взносов.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает обжалуемые решение и постановление суда законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Судами установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 13 236 руб. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по кодам 18210202030061000160 и 18210202040061000160, предназначенным для страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконными действия Инспекции по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов и обязали налоговый орган принять решение о возврате Обществу 13 236 руб. страховых взносов.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2006 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-4716/2006-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2006 г. N А13-4716/2006-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника