Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2006 г. N А05-5599/2006-26
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 20.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 13.06.2006 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 (судьи Лепеха А.П., Бушева Н.М., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5599/2006-26,
установил:
Представительство иностранной организации "Ляй АГ Бауменеджмент" (далее - представительство организации) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 20.03.2006 N 10-14/1429 ДСП.
Решением суда от 13.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2006, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, представленные отделением представительства организации "Стройплощадка N 21" счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету, поскольку составлены с нарушением требований пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция считает, что отделение представительства организации "Стройплощадка N 21" является самостоятельным налогоплательщиком и в силу статей 19 и 143 НК РФ уплачивает налоги и сборы. Указание в спорных счетах-фактурах адреса и идентификационного номера налогоплательщика - представительства организации, а не его отделения не отвечает требованиям статьи 169 НК РФ.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации представительства организации по НДС за октябрь 2005 года, по результатам которой составила акт от 16.02.2006 N 10-14/824 ДСП и приняла решение от 20.03.2006 N 10-14/1429 ДСП о привлечении отделения иностранной организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 761 791 руб. штрафа, доначислении 3 808 953 руб. НДС и начислении 187 146 руб. 55 коп. пеней за несвоевременную уплату налога.
В обоснование принятого решения инспекция указала на то, что в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах отсутствуют наименование, адрес и идентификационные номера покупателя. Налоговый орган полагает, что отделение представительства организации "Стройплощадка N 21" является "самостоятельной организацией" и должно уплачивать налоги и сборы. Поскольку в счетах-фактурах указаны реквизиты представительства организации, отделение "Стройплощадка N 21" необоснованно предъявило суммы НДС к вычету.
Представительство организации не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление представительства организации, исходил из того, что спорные счета-фактуры составлены с соблюдением требований статьи 169 НК РФ, в связи с чем отделение представительства организации правомерно предъявило сумму налога к вычету.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Особенности учета иностранных организаций устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 144 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Согласно пункту 2 статьи 174 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Из приведенных норм следует, что налогоплательщиком является не обособленное подразделение ("Стройплощадка N 21"), а само представительство организации, которое уплачивает налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом из мест нахождения своих обособленных подразделений в России. Представительство организации исчисляет суммы НДС, заявляет налоговые вычеты, а также представляет налоговые декларации и уплачивает в бюджет налог по операциям реализации товаров (работ, услуг) своего обособленного подразделения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Суд первой и апелляционной инстанций установил и материалами дела подтверждается, что в представленных в налоговый орган счетах-фактурах указаны реквизиты налогоплательщика - представительства организации. Учитывая данные обстоятельства, судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что указанные счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.
В данном случае заявитель, являясь плательщиком НДС и состоящий на учете по месту нахождения своего обособленного подразделения, выполнил все предусмотренные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации условия для применения вычетов по налогу.
Следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления подразделению представительства организации "Стройплощадка N 21" НДС, начисления ему соответствующих пеней и налоговых санкций.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы оспариваемого решения, отзыва на исковое заявление, апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 13.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5599/2006-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2006 г. N А05-5599/2006-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника