Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2006 г. N А56-29170/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д. судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от отдела вневедомственной охраны при Управлении Внутренних дел Центрального района Санкт-Петербурга Перельштейн В.В. (доверенность от 14.11.2006), Лиховенковой М.С. (доверенность от 28.06.2006),
рассмотрев 15.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2006 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2006 (судьи Будылева М.В., Семиглазов В.А., Фокина Е.А.) по делу N А56-29170/2005,
установил:
Отдел вневедомственной охраны при Управлении Внутренних дел Центрального района Санкт-Петербурга (далее - отдел вневедомственной охраны) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 29.06.2005 N 19-04-1/8991 к в части доначисления налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2006, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены частично: оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным по эпизодам доначисления отделу вневедомственной охраны 4 959 359 руб. налога на добавленную стоимость, 890 970 руб. пеней и 629 653 руб. налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить в части удовлетворения заявленных отделом вневедомственной охраны требований и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель приводит установленные в ходе проведенной им проверки обстоятельства и ссылается на положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Налоговая инспекция надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку отдела вневедомственной охраны по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с первого квартала 2002 года по 4 квартал 2004 года, по результатам которой составила акт от 23.05.2005 N 104/19 и, рассмотрев представленные налогоплательщиком возражения, приняла решение от 29.06.2005 N 19-04-1/8991 к которым доначислила отделу вневедомственной охраны 4 989 355 руб. налогов, 629 653 руб. штрафов и 976 944 руб. пеней за их неуплату, в том числе по рассматриваемому в рамках настоящего дела эпизоду, 4 959 359 руб. налога на добавленную стоимость, 976 944 руб. пеней и 629 653 руб. штрафа.
На основании принятого решения отделу вневедомственной охраны были направлены требования от 05.07.2005 N 28350 и N 143 об уплате налога, пеней и налоговых санкций.
Считая решение налогового органа от 29.06.2005 N 19-04-1/8991 к незаконным в части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции признали требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.
В частности, при рассмотрении дела суды установили, что основанием для доначисления отделу вневедомственной охраны 2 878 240 руб., начисления 629 653 руб. штрафа (с учетом имевшейся у заявителя переплаты по налогу) и пеней в соответствующем этой сумме размере, послужило применение им налоговых вычетов по налогу в размере названной суммы по счетам-фактурам, которые ответчик посчитал оформленными с нарушением требований статьи 169 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.
Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (продавца) и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусмотрено указание в счете-фактуре номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что представленные заявителем счета-фактуры оформлены с нарушением подпунктов 2, 3, 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ, так как в них не указаны адрес грузополучателя, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя, номера платежно-расчетного документа по полученным авансовым платежам.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, судом установлено, что отдел вневедомственной охраны представил вместе с возражениями по акту проверки счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ с указанием в них реквизитов, наличие которых необходимо в силу положений названной статьи.
Норма пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при выставлении счетов-фактур. Законодательство о налогах и сборах также не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов исправленных счетов-фактур.
В случае исправления или переоформления счетов-фактур налогоплательщик вправе применить вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции (приобретение и принятие товара на учет), а не в периоде исправления ошибки в счете-фактуре. Данная позиция согласуется с пунктом 1 статьи 54 НК РФ, согласно которому при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
В жалобе налоговый орган не оспаривает факты оплаты спорных счетов-фактур и не приводит каких-либо замечаний относительно исправленных счетов-фактур.
Суды обеих инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные участвующими в деле лицами доказательства, сделали обоснованный вывод о том, что заявитель подтвердил право на применение налоговых вычетов, в связи с чем решение налоговой инспекции в части доначисления налогоплательщику налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа по этому основанию, правомерно признано судами недействительным.
Суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты в этой части законными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Из решения ответчика от 29.06.2005 N 19-04-1/8991 к также усматривается, что отделу вневедомственной охраны был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 2 081 119 руб. за 2002 год вследствие того, что налогоплательщик выставлял счета-фактуры за оказанные им услуги с выделением сумм налога. По данному эпизоду отделу вневедомственной охраны также было начислено 145 974 руб. пеней.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Решение налоговой инспекции в части доначисления заявителю налога на добавленную стоимость в сумме 2 081 119 руб. признано недействительным, поскольку суд обоснованно исходил из того, что при вынесении решения ответчик не учел наличие у налогоплательщика переплаты по налогу.
Начисление же отделу вневедомственной охраны 145 974 руб. пеней признано судом законным.
В кассационной жалобе налоговый орган не оспаривает решение суда в этой части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2006 по делу N А56-29170/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2006 г. N А56-29170/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника