Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 ноября 2006 г. N А56-3749/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 июля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области" Дмитриева Ю.Г. (доверенность от 07.07.2005), от открытого акционерного общества "Гатчинский завод по производству сельскохозяйственных машин для зоны Северо-Запада и защищенного грунта" Овчинниковой А.В. (доверенность от 31.07.2006),
рассмотрев 14.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2006 по делу N А56-3749/2006 (судья Пилипенко Т.А.),
установил:
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Гатчине и Гатчинском районе Ленинградской области" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Гатчинский завод по производству сельскохозяйственных машин для зоны Северо-Запада и защищенного грунта" (далее - Завод) о взыскании 124 764 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 12 858 руб. пеней.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Фонд уменьшил свои требования и просил взыскать 108 141 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 12 524 руб. пеней.
Решением от 27.07.2006 с Завода взыскано 108 141 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), просит отменить решение от 27.07.2006 в части отказа во взыскании пеней в сумме 12 524 руб.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением от 01.03.2004 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству заявление о признании Завода несостоятельным (банкротом), решением от 26.11.2004 Завод признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена Башкатова Н.Н.
Согласно актам сверки расчетов у Завода имеется задолженность по уплате страховых взносов в Пенсионной фонд Российской Федерации за период с 01.01.2004 по 31.03.2005. Поскольку Завод не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в установленный срок, Управление начислило пени в сумме 12 524 руб.
Фонд направил в адрес Завода требования от 08.10.2004 N 107, от 17.01.2005, от 07.06.2005 N 145, от 12.10.2005 N 426 и от 12.10.2005 N 425 о необходимости погасить задолженность по страховым взносам, образовавшуюся за период с 01.01.2004 по 31.03.2005, и пени.
Неисполнение требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Фонда, признал, что задолженность по страховым взносам в соответствии с Законом о банкротстве относится к текущим платежам и подлежит взысканию. В отношении пеней суд указал, что в силу статьи 126 Закона о банкротстве с 26.11.2004 пени не начисляются, а в отношении пеней за 1, 2, 3 кварталы 2004 требование об их уплате заявлено за пределами сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и, следовательно, они не подлежат взысканию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации признание юридического лица несостоятельным (банкротом) влечет его ликвидацию. Порядок ликвидации таких юридических лиц устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Согласно статье 5 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, являются текущими платежами. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Под обязательными платежами согласно абзацу 5 статьи 2 названного Закона понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, страховые взносы также относятся к числу обязательных платежей.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.
В соответствии со статьей 23 Закона о пенсионном страховании для уплаты взносов по пенсионному страхованию под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Согласно статье 24 названного Закона ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 названного Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Поскольку заявление о признании Завода банкротом принято 01.03.2004, следовательно, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 страховые взносы на обязательное медицинское страхование за январь 2004 года не относятся к числу текущих платежей.
В соответствии с абзацем 3 пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование б уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Принимая решения, суд не учел изложенные обстоятельства.
Таким образом, принятый по делу судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2006 по делу N А56-3749/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2006 г. N А56-3749/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника